Реинтеграция, которая неудобна всем

МИД РФ прокомментировал законопроект о реинтеграции Донбасса

Отдел «Политика»
Gleb Garanich/Reuters
В Верховную Раду Украины был внесен законопроект о реинтеграции Донбасса. Текст документа вызвал большие споры в украинском парламенте, поскольку де-юре этот закон говорит о приоритетности Минских соглашений. В то же время эксперты считают, что для Кремля данный документ будет выглядеть как сигнал о выходе Украины из Минского процесса. Российский МИД уже заявил, что документ будет проверен на его соответствие минским договоренностям

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала украинский законопроект о реинтеграции Донбасса. По ее словам, текст документа будет изучен на предмет соответствия минским договоренностям. «Свою оценку мы дадим на экспертном уровне, когда изучим этот документ», — подчеркнула Захарова в ходе брифинга.

Ранее на официальном сайте Верховной рады был зарегистрирован законопроект о реинтеграции Донбасса. Президент Украины Петр Порошенко определил статус «проекта закона об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно-оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» как неотложный.

Текст законопроекта претворяется преамбулой, в которой говорится, что законопроект составлен в соответствии с различными международными документами, в том числе Уставом ООН и положений IV Гаагской конвенции 1907 года.

В основе документа лежит непризнание «преступного захвата Российской Федерацией части территории Украины», а также «неотделимое суверенное право Украины на восстановление ее территориальной целостности». Согласно тексту законопроекта, «Российская Федерация инициировала, организовывала и поддерживала террористическую деятельность в Украине, осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории».

Россия впервые на законодательном уровне именуется на Украине «страной-агрессором».

Кроме того, правительства самопровозглашенных республик ЛНР и ДНР именуются в тексте не иначе как «оккупационная администрация Российской Федерации».

«Освобождение оккупированных территорией» в тексте документа определяется как «цель государственной политики Украины», для достижения которой предусматривается возможность введения военного положения на территории самопровозглашенных республик и, соответственно, использование вооруженных сил. При этом Украина «не несет ответственности за противоправные действия Российской Федерации как государства-агрессора, ее вооруженных сил, других военных формирований и оккупационной администрации на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях».

Хотя в тексте документа и говорится о приоритетности выполнения положений Минских договоренностей «с целью создания необходимых условий для политического урегулирования в соответствии с нормами и принципами международного права и законодательства Украины», директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко считает, что

Кремль воспримет законопроект как «выход Киева из минского процесса, отказ от минского соглашения и, соответственно, от Нормандского формата».

По его словам, «законопроект фактически отделяет Донбасс от Украины». «При этом, какой бы путь не избрал украинский президент военный или экономический [путь решения], этот законопроект — точка невозврата для Киева, который таким образом показывает, что не признает Минские соглашения». По мнению эксперта, в случае если бы Минские соглашения были приняты, у Донбасса был бы шанс остаться в составе федеративного государства Украины.

В Верховной Раде надеются, что закон будет принят и вступит в силу до 18 октября. В этот же день заканчивается действие закона об особом статусе Донбасса, текст которого был намного мягче. В частности, в завершающем свою силу законе допускалась возможность заключения органами местного самоуправления соглашений по экономическому, социальному и культурному развитию отдельных районов.

Однако украинская оппозиция напротив считает новый законопроект не достаточно жестким. По мнению представителей оппозиционных «Блоку Петра Порошенко» фракций, этот закон делает возможными уступки самопровозглашенным ДНР и ЛНР.

Так, по словам вице-спикера парламента Оксаны Сыроид, являющейся представителем фракции «Самопомощь» львовского мэры Андрея Саровского, центральной целью документа является легитимизация минских соглашений, подписанных в 2014 и 2015 годах. «Это (минские соглашения — «Газета.Ru») просто куски бумаги, поскольку не были ни обсуждены, ни утверждены Верховной радой», — говорит она, добавляя, что «после принятия закона Украина официально согласится на амнистию убийцам, изменения конституции с автономией, в том числе языковой, ныне оккупированного Донбасса и выборы под дулами российских автоматов».