Украинское министерство инфраструктуры пытается уговорить Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) отказаться от рекомендации не летать на восток Украины.
Ранее в сентябре организация опубликовала заявление, в котором европейским перевозчикам предлагалось позаботиться о безопасности своих пассажиров и подчеркивалось, что восток Украины — не самое безопасное место для полетов.
В начале недели министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян дал по этому поводу пресс-конференцию. На ней он уверял: еще есть надежда убедить европейцев в том, что все факты о небезопасности украинского неба над востоком страны, надуманны.
«Я благодарен коллегам из Европейского Союза, которые вместо того чтобы поставить нас перед фактом, с нами в переговорном процессе, — говорил Омелян. — У меня был разговор по этому поводу с еврокомиссаром по вопросам транспорта и мобильностям госпожой Бульц. Мы договорились, что на этой неделе мы предоставим всю аргументацию украинской стороны, о том, что мы считаем такой бюллетень не соответствующим действительности».
Полноценного запрета на полеты украинских перевозчиков пока нет. Европейские авиакомпании в аэропортах Днепропетровской воздушной зоны представлены крайне слабо — польский LOT в «Харькове», греческий Ellin Air и Austrian Airlines в «Днепре». В «Запорожье» европейцы не летают уже более года.
Есть еще три иностранных перевозчика, которые не расторгали договоров с упомянутыми аэропортами, все они из Турции: Turiksh airlines, Pegas airlines и Atlasjet global.
Международные авиалинии Украины, «Роза Ветров», «Днеправиа» и «Мотор Сич» и до этого были лидерами по объему перевозок в «Харькове», «Днепре» и «Запорожье». И не потому что они не пускали в свои аэропорты чужаков, а из-за того, что спрос на услуги европейских операторов здесь был крайне невысок.
Для того, чтобы развиваться и окупать свои расходы, европейские перевозчики предпочитают страны, где покупательная способность населения в разы выше, чем на Украине. Обратная сторона медали — французы, немцы, англичане не горят желанием летать на самолетах МАУ, «Днеправиа» и «Мотор Сич». Потому, что это не европейский уровень — ни по комфорту, ни по состоянию авиапарка.
Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает, что причины такой рекомендации могут быть как претензии к работе наземных служб этих аэропортов, так и возможная военная угроза. Эксперт также отмечает, что военные действия на Донбассе идут уже давно, но до сих пор, даже после трагедии малазийского «Боинга», западные авиакомпании не приостанавливали полетов над территорией, где не идут бои.
В странах, где военные конфликты идут не первый год, — например, в Афганистане, Ираке или Сирии, — «только наличие национальной авиакомпании спасает в такой ситуации страну от полной транспортной изоляции», рассказал эксперт «Газете.Ru».
«Крик души»
Украинские авиакомпании угрозы безопасности полетов над востоком Украины не видят. Однако снижение и без того скромного числа иностранных рейсов станет экономическим ударом по местным аэропортам.
Подобное уже случалось в 2014 году, когда правительство Украины практически на полмесяца закрыло все аэропорты на востоке страны. Спустя несколько недель после этого с украинского авиарынка ушла компания Wizzair, хотя до этого в свои украинские филиалы она инвестировала миллионы долларов. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) ввело запрет на авиарейсы американских авиакомпаний в Крым и Днепропетровск.
Запрет продлевали уже трижды — последний раз в октябре прошлого года, в связи с сохранением нестабильной ситуации на востоке Украины. Срок его действия должен был закончиться в октябре 2018 года, но документ может быть отменен раньше, если ситуация стабилизируется.
На прошлой неделе Харьковский горсовет отправил обращение к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману с просьбой вмешаться в переговорный процесс с EASA и не допустить того, чтобы город остался без аэропорта. Депутаты подчеркнули в своем обращении,
что в случае прекращения прямого авиасообщения между Харьковом и другими странами серьезно упадет его привлекательность для иностранных инвесторов, усложнятся деловые поездки, а это напрямую скажется на инвестиционном климате.
Как заявил «Газете.Ru» депутат Харьковского горсовета, пожелавший остаться неназванным: «Это обращение, по сути, крик души, но после драки кулаками, как известно, не машут».
Собеседник напоминает, что инвестиционный климат Восточной Украины ухудшила война в Донбассе и прекращение контактов с Россией. Сотни тысяч людей остались без работы, тысячи предпринимателей еженедельно закрывают свои фирмы и фирмочки. Харьковские заводы работают только на военные нужды. Донецкий аэропорт уничтожен, Харьковский аэропорт, отстроенный по последнему слову техники под Евро-2012, простаивает по сравнению с плановыми мощностями.
Если заставить аэропорт функционировать исключительно в режиме местных перевозок, это может оставить без работы 1500 человек — пограничников, таможенников, сотрудников смежных предприятий, которые обслуживают международные рейсы.
Также, в случае приостановки работы Харьковского аэропорта в международном режиме, придется подыскивать новую базу для постоянной прописки футбольной команде «Шахтер».
Ведь в случае прекращения европейских авиарейсов стадион «Металлист» нарушит нормы УЕФА по проведению еврокубковых матчей, а значит потеряет свою привлекательность для болельщиков.
Послушать разведку
Украинские эксперты пытаются найти причины, которые заставили EASA пойти на столь решительный шаг и по сути закрыть воздушное пространство практически над половиной страны. Сейчас запреты на полеты для гражданской авиации действуют только над территорией донбасского конфликта.
Украинская авиакомпания МАУ одна из первых раскритиковала решение европейского авиационного органа. «Мы рассчитываем, что решение будет взвешенным, и авиационные власти проведут очень тщательный всесторонний анализ рисков», — сообщила пресс-служба МАУ.
Авиакомпания «Мотор Сич», оперирующая в аэропорту Запорожье, дала пояснение, что внутренние рейсы они не намерены прекращать при любом развитии событий, поскольку это затронет больше половины территории Украины.
Пока ни один из перевозчиков от авиарейсов в восточноукраинские аэрпорты не отказался. «Воздушное пространство открыто. Все рейсы осуществляются по расписанию. Аэропорт продолжает развиваться согласно утвержденному плану», — гласит сообщение на сайте аэропорта «Харьков». Аналогичный комментарий «Газете.Ru» предоставили и в двух других аэропортах.
Из опрошенных «Газетой.Ru» экспертов наиболее оптимистично был настроен Александр Ярославский, президент группы DCH, строившей Харьковский аэропорт.
На недавнем экономическом форуме в Харькове он заявил, что без авиасообщения город не останется. «Не надейтесь, аэропорт не закрывается и не закроется, поэтому всех, кого мы приглашаем, все, кто находят здесь хорошее отношение и хорошие условия для пребывания, все остаются, наоборот, я думаю, гостей и друзей добавится», — рассказал Ярославский.
Как считает украинский авиаэксперт Сергей Хижняк, в случае, если рекомендации EASA будут утверждены, у национальных авиакомпаний, в отличие от их зарубежных коллег, все еще останется свобода действий, но при этом серьезно вырастут риски. Юрист, партнер юридической компании «Анте» (Киев) Андрей Гук предполагает, что время убедить европейцев в преждевременности их опасений еще есть. Но если бюллетень все-таки вступит в силу, не только европейские авиакомпании, но и Госавиаслужба не сможет игнорировать такое предупреждение.
Бывший руководитель госавиаслужбы Украины Денис Антонюк, в свою очередь, считает, что есть вероятность, что EASA при принятии своего решения опиралась на данные разведки. В этом случае игнорировать их предупреждения — значит рисковать жизнями тысяч пассажиров.