Страны поддержали суд по MH17

Пять стран подписали соглашение по крушению MH17

Отдел «Политика»
Обломки пассажирского самолета рейса MH17 авиакомпании Malaysia Airlines около деревни Грабово, ноябрь 2014 года Antonio Bronic/Reuters
Пять стран — Нидерланды, Австрия, Бельгия, Малайзия и Украина, — входящих в Объединенную следственную группу по расследованию крушения лайнера MH17 в Донбассе летом 2014 года, подписали соглашение о сотрудничестве и поддержке судебного процесса. Ранее они договорились, что виновные в крушении лайнера будут привлечены к ответственности в результате судебного процесса в Нидерландах, а не в формате международного трибунала.

Нидерланды, Австрия, Бельгия, Малайзия и Украина подписали соглашение, в котором подтвердили свою политическую поддержку и сотрудничество в отношении судебного преследования подозреваемых в крушении Boeing MH17 над Донбассом в 2014 году. Об этом сообщается на сайте МИД Нидерландов.

Как отмечается в сообщении, все пять стран, подписавших соглашение, уже работают вместе в рамках Объединенной следственной группы (JIT). Документ был подписан в Нью-Йорке в среду.

«Страны Объединенной следственной группы полны решимости привлечь виновных к ответственности. Это письменное соглашение является убедительным доказательством этого.

В июле мы уже приняли решение об уголовном преследовании [виновных] по голландскому законодательству, но с прочным международным сотрудничеством и поддержкой. Смерть 298 невинных людей, включая 196 голландских жертв, не может и не должна оставаться безнаказанной. Мы будем продолжать неустанно работать над достижением справедливости», — приводятся в сообщении слова главы МИД Нидерландов Берта Кундерса.

В начале июля страны JIT решили, что процесс над подозреваемыми в авиакатастрофе должен проходить в Нидерландах. Ранее голландские СМИ указывали, что Нидерланды не могут самостоятельно принять решение о том, где и как именно будет проходить процесс, так как это должны совместно решить страны, сотрудничающие в расследовании крушения.

Формально нидерландское правительство рассматривало два способа привлечения обвиняемых к ответственности: создание международного трибунала или суд в одной из стран, входящих в состав следственной группы. При этом голландское издание nu.nl в конце июня отмечало, что

даже после принятия соответствующего решения процесс по делу о крушении MH17 не начнется в ближайшее время, так как расследование происшествия все еще продолжается.

Пассажирский Boeing 777, летевший рейсом MH17 «Малазийских авиалиний» из Амстердама в Куала-Лампур, разбился в небе над Донецкой областью Украины 17 июля 2014 года в 16:20 по местному времени. На борту самолета находились 298 человек, в результате авиакатастрофы все они погибли.

Расследование крушения лайнера все еще не закончено. Год назад JIT представила предварительные результаты своего расследования, согласно которым лайнер был сбит с территории, подконтрольной ополченцам самопровозглашеных ДНР и ЛНР, из завезенного из России зенитно-ракетного комплекса «Бук». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что эти данные нельзя считать «окончательной правдой», и призвал также учитывать информацию, предоставленную российскими военными.

На специальном брифинге в Минобороны в середине сентября прошлого года военные заявили, что российские специалисты обнаружили и отправили следственным органам новые данные по крушению лайнера.

Осенью 2015 года специалисты российского оборонного концерна «Алмаз-Антей» опубликовали результаты собственного расследования авиакатастрофы, из которых следовало, что

лайнер был сбит ракетой комплекса «Бук», но устаревшей модификации, уже не использовавшейся российскими военными, с территории, которая на момент трагедии не контролировалась ни одной из сторон конфликта в Донбассе.

В начале июня международная экспертно-журналистская группа Bellingcat опубликовала фотографию, которая якобы доказывает российское происхождение ЗРК «Бук», сбившего самолет. Блогеры нашли в соцсетях фотографию механика 53-й зенитно-ракетной бригады, дислоцированной в Курской области, на фоне установки «Бук» с бортовым номером 332. Глава МИД России Сергей Лавров, комментируя эти данные, заявил, что «мы не знаем, на основании каких конкретных документов, фактов, эти выводы были сделаны».

После авиакатастрофы группа Bellingcat опубликовала уже несколько докладов, посвященных установке ЗРК «Бук», из которых, как считает следствие, был сбит самолет. В докладе 2016 года были перечислены различные детали, позволившие опознать «Бук» с номером 332 с помощью фотоматериалов 2009–2014 годов. В частности, блогеры обращали внимание на фото и видео, на которых «Бук 332» виден в колонне, перемещавшейся в июне 2014 года с базы 53-й бригады в населенном пункте Миллерово у границы России с Украиной.