Боевики террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) 28 августа покинули труднодоступные горные районы Ливана на границе с Сирией. Это стало результатом взаимного соглашения между террористической организацией и правительствами Ливана и Сирии. На автобусах боевиков и членов их семей перевезли в сирийскую провинцию Дейр-эз-Зор, на которую наступают правительственные силы при поддержке российских ВКС.
Впервые террористы ИГ и представители правительства договорились о каких-то совместных мероприятиях.
Эвакуации боевиков ИГ из горных районов на границе Ливана и Сирии предшествовало перемирие, длившееся четыре дня. Ливанская армия, сирийская и ливанское шиитское движение «Хезболла» договорились с боевиками, засевшими в труднодоступной местности, о прекращении огня. По ходу перемирия радикалы выдали ливанцам тела восьмерых солдат, похищенных в 2014 году, и погибших в ходе нынешних боев бойцов «Хезболлы». В понедельник, 28 августа, как сообщило информационное агентство Reuters, около 600 боевиков ИГ и членов их семей были вывезены на автобусах из горных районов в сторону провинции Дейр-эз-Зор, расположенной на востоке Сирии. Конечным пунктом эвакуации стал городок Абу-Кемаль, подконтрольный ИГ.
Зачем эвакуироваться?
Боевиков ИГ, по сути, зажали в приграничном районе в результате наступления армий Ливана, Сирии и отрядов «Хезболлы». Несколько лет они вполне свободно чувствовали себя в горной местности Каламун — она лежит вдоль границы Ливана и Сирии. Помимо ИГ в тех же районах несколько лет располагались базы другого террористического движения — «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России). «Ан-Нусра» настолько широко развернулась летом 2014 года, что попыталась взять под контроль городок Арсаль.
Все это стало возможным после того, как в Ливан с 2012 года начали переезжать беженцы из Сирии. Недовольные режимом Башара Асада оседали в окрестностях Арсаля, населенных суннитами. Противники Асада также состоят в большинстве своем из мусульман суннитского течения. Образовавшиеся лагеря беженцев были неподконтрольны ливанскому правительству, власть там фактически принадлежала радикальным исламистам.
В итоге в августе 2014 года ливанской армии пришлось несколько дней штурмовать Арсаль, чтобы выбить оттуда адептов «Джебхат ан-Нусры» и ИГ. По данным катарского телеканала Al Jazeera, правительственным силам противостояли около 700 боевиков.
Радикалы вышли из города, но недалеко — они рассредоточились по лагерям беженцев и базам, организованным в горах. Позже сирийская авиация неоднократно наносила удары по предполагаемым районам скопления боевиков. Однако Арсаль и горы Каламун продолжали оставаться основным очагом напряженности в Ливане и в приграничной зоне Сирии.
В конце июля этого года наступление на окрестности Арсаля и горы Каламун начали совместно движение «Хезболла» и сирийская армия. Как позже рассказал журналистам ливанский генерал Аббас Ибрагим, ливанская армия также принимала участие в наступлении, но не согласовывала свои действия с сирийцами и шиитами. Такая позиция ливанской армии связана с тем, что официальные власти в Бейруте занимают противоречивую позицию в отношении Башара Асада и «Хезболлы».
Тем не менее правительственным силам удалось добиться значительных успехов, и боевики «Джебхат ан-Нусры» вынуждены были начать переговоры об эвакуации. Сирийские власти согласились, чтобы они переправились со своими семьями в провинцию Идлиб (северо-запад Сирии, которую полностью контролируют антиправительственные силы). С 1 по 3 августа, как написало британское издание Independent, из Ливана в Идлиб на 116 автобусах и 17 автомобилях выехало около 9 тыс. человек.
После этого настала очередь отрядов ИГ. Бойцы «Хезболлы» совместно с сирийцами начали наступление на позиции ИГ с сирийской территории 19 августа.
В этот же день, как сообщило РИА «Новости», наступление в пограничных районах Раас-Баальбек и Аль-Каа начали правительственные силы Ливана. Было освобождено 200 из 255 кв. км, находившихся под контролем отрядов ИГ. Радикалы решились начать переговоры о перемирии и эвакуации.
После их вывоза Ливан полностью освободился от отрядов ИГ. Однако нельзя гарантировать, что в стране не остались «спящие ячейки», которые могут проводить точечные атаки.
Террористический троллинг
Переговоры ИГ с Дамаском и Бейрутом вызвали шквал критики в социальных сетях со стороны сторонников радикальных исламских организаций.
Дело в том, что до того эвакуация из зоны боевых действий в более спокойные районы, подконтрольные антиправительственным силам, считалась уделом слабых группировок — вроде отрядов так называемой умеренной оппозиции, например протурецкой «Ахрар аш-Шам» (запрещена в России) или Сирийской свободной армии (ССА).
Боевики впервые согласились на эвакуацию в мае 2014 года. Тогда это был крупный успех для сирийского правительства.
Они договорились с боевиками ССА, засевшими в Старом городе Хомса и полностью блокированными армией, что гарантируют им безопасный выезд на автобусах в северные районы страны, где находятся их сторонники.
При этом боевикам разрешалось забрать с собой оружие. Бои в Хомсе продолжались с 2011 года, с начала вооруженного конфликта в Сирии. Эвакуация прошла успешно, без инцидентов.
Более масштабные эвакуации стали происходить после ввода в Сирию российской армии. После ряда успешных наступательных действий и договоренностей с Турцией при посредничестве России сирийское правительство эвакуировало несколько тысяч боевиков и членов их семей из Алеппо в конце 2016 года. Таким образом удалось полностью освободить этот второй по значению город страны от антиправительственных сил.
Боевиков вывозили и с других фронтов. Обычно конечным пунктом их назначения становится провинция Идлиб, захваченная антиправительственными силами в 2015 году и с тех пор являющаяся их главным оплотом. Обычно эвакуация проводится на автобусах зеленого цвета. Поэтому зеленые автобусы стали мемом среди исламистов разного рода. Он подразумевает упаднические настроения, согласие на переговоры с правительством Асада, сдачу своих позиций. Сторонники радикальных группировок вроде «Ан-Нусры» и ИГ пользовались им в качестве оскорбления в своих виртуальных спорах со сторонниками так называемой умеренной оппозиции.
Однако после эвакуации из Каламуна в сторону Дейр-эз-Зора прокатилась волна троллинга на страницах радикалов. Например, появилась картинка с известным черным флагом ИГ, где вместо надписи «Мухаммадур расулюллах» на арабской вязи (печать пророка Мухаммеда) в белом круге изображен автобус. И, разумеется, вал обвинений в трусости и конформизме.
Кому поможет эвакуация
С одной стороны, эвакуация боевиков ИГ играет положительную роль для стабилизации ситуации в Ливане. С другой — боевики, спустившиеся с гор Каламун, теперь смогут оказать помощь своим соратникам, осаждающим правительственный анклав в городе Дейр-эз-Зор.
Анклав обороняется от радикалов, не имея никакой наземной связи с другими областями Сирии, подконтрольными правительству, уже более трех лет. Снабжение города осуществляется лишь по воздуху.
Министр обороны России Сергей Шойгу считает, что именно Дейр-эз-Зор сегодня является «ключевым пунктом на карте Сирии». Об этом он заявил в интервью телеканалу «Россия 24» в середине августа. По мнению министра, битва за этот город должна «во многом, если не во всем» подвести черту под борьбой с террористическим «Исламским государством» на сирийской территории.
В настоящее время наступление в сторону Дейр-эз-Зора правительственные силы при поддержке ВКС ведут с севера и с запада. Информация о том, сколько именно сирийцам осталось до города, противоречива. Правительственные медиа, в частности, информационное агентство «САНА» называет цифру в 50 км. Учитывая, что боевые действия в Сирии ведутся подразделениями размерами с батальоны и роты, появление нескольких новых сотен боевиков ИГ в районе Дейр-эз-Зора может весьма осложнить действия правительственных сил.