Об увольнении Бэннона вечером в пятницу сообщила официальный представитель Белого дома Сара Хакаби-Cандерс, которая поблагодарила Бэннона от лица администрации США за его службу.
Источники Белого дома сообщили CNN, что речь об увольнении Бэннона шла давно и на протяжении двух недель обсуждались в администрации США.
«Уход Бэннона означает, что одного из самых противоречивых сотрудников Белого дома, человека, которого обычно воспринимали как движущую силу «националистической» идеологии Трампа, больше не будет в центре вселенной Трампа», — отмечает CNN.
В свою очередь, The Washington Post называет Бэннона «главным связующим звеном между консервативными сторонниками президента и главным хранителем его предвыборных обещаний».
Образ Бэннона, журналиста без политического опыта, убежденного идеолога жестких консервативных ценностей и противостояния Запада с «миром ислама», не раз становился причиной нападок американских СМИ на администрацию Трампа. В сатирическом шоу Saturday Night Life на NBC в миниатюрах о жизни Белого дома человека в роли Бэннона, в отличие от остальных политиков, даже не пытались загримировать под своего настоящего прототипа. Он просто представал мрачным жнецом — фигурой в черном балахоне с косой и черепом вместо головы.
Очевидно, в самом Белом доме у политического стратега тоже было немало недоброжелателей. Среди них был и Джаред Кушнер, старший советник президента США и по совместительству зять Трампа, супруг его дочери Иванки Трамп.
По данным The Washington Post, увольнению Бэннона во многом способствовал новый глава аппарата Белого дома Джон Келли, который хотел «примирить враждующие фракции». Как ранее рассказал «Газете.Ru» американский политолог Сэм Чарап, команда Трампа представляет собой «команду соперников», и это препятствует работе администрации.
Сам Трамп, как пишет The New York Times, в последнее время был недоволен деятельностью Бэннона, так как подозревал, что его главный политический стратег сливал конфиденциальную информацию журналистам.
Главный правый
Один из ключевых советников Трампа, Бэннон, пришел в его команду во время президентской кампании. Благодаря своему медийному ресурсу Breitbart News он сумел объединить вокруг Трампа широкие слои консервативного населения США, в том числе сторонников идеологии «альтернативных правых». Эта политическая группа отвергает традиционный общепринятый консерватизм, характерный, например, для правой «чайной партии» внутри Республиканской партии, а черпает свои идеи из трудов американских белых националистов.
Breitbart News, которым руководил Бэннон до прихода в кампанию Трампа, стал главным агитационным ресурсом в поддержку политика в предвыборный период.
Бэннон возглавил информационный ресурс в 2012 году, после смерти Эндрю Брейтбарта, первого исполнительного директора. При новом руководстве Breitbart заслужил славу тенденциозного консервативного издания за неполиткорректные статьи, продвигающие антиэмигрантские идеи и введение запрета на аборты. Сам Бэннон позиционировал Breitbart как «платформу для альтернативных правых».
В одном из интервью Бэннон достаточно откровенно высказался о целевой аудитории своего издания. «Вовлечены ли расисты в движение альтернативных правых? Абсолютно. Привлекает ли философия альтернативных правых белых националистов? Возможно. Привлекает ли она антисемитов? Может быть. Возможно, она даже привлекает гомофобов. Происходит это точно так же, как особенности прогрессивных левых и крайне левых находят отклик у определенных групп», — говорил Бэннон.
В первые полгода своего президентства Трамп выказывал Бэннону беспрецедентное доверие. Он стал присутствовать на заседаниях совета по национальной безопасности США, хотя имел крайне смутное представление о том, как работает эта структура.
The New York Times отмечала в то время, что это беспрецедентное решение. В предыдущих администрациях политический советник президента не становился регулярным участником совета. «Тот, кто заседает в совете нацбезопасности, когда администрация рассматривает глобальные вопросы войны и мира, может повлиять на принятие решений», — пишет издание.
Бэннон и сам неоднократно выступал с жесткими и, мягко говоря, смелыми внешнеполитическими заявлениями. Он призывал к «маниакальной» экономической войне с Китаем. До прихода в Белый дом Бэннон открыто заявлял, что «война с миром ислама может дать очищающий эффект». Несмотря на то что во время работы в администрации США Бэннон отказался от заявлений такого рода, шлейф агрессивного ксенофоба тянулся за ним все это время.
Назначение Бэннона главным политическим стратегом Белого дома ряд американских экспертов восприняли как имиджевое решение Трампа. Он построил свой образ на идее борьбы с вашингтонским истеблишментом. В этом смысле дать одиозному консервативному идеологу один из ключевых постов в администрации выглядело вполне логичным шагом.
Первый год президентства Трампа, действительно, прошел под знаком борьбы «системных политиков» с его видением американского лидерства. Конфликт Трампа с конгрессом до сих пор тормозит процесс принятия решений в Вашингтоне.
Именно этим конфликтом сам Трамп объяснил новый пакет антироссийских санкций, который президент США подписал 2 августа. «Наши отношения с Россией находятся на очень низком и опасном уровне. И это положение не изменится благодаря конгрессу — тем людям, которые до сих пор не могут дать стране нормальную систему здравоохранения», — объяснил ситуацию Трамп в официальном комментарии, распространенном после подписания закона о санкциях против России.
Впрочем, Дэвид Азеррад, эксперт консервативного аналитического центра Heritage Foundation, который начал сотрудничать с Трампом еще в предвыборный период, не считает, что уход Бэннона означает капитуляцию президента США перед истеблишментом.
«Трамп был Трампом задолго до того, как Бэннон присоединился к его предвыборной кампании. Есть все основания полагать, что он останется Трампом и после того, как Бэннон покинет его команду. Трамп — сам по себе», — рассказал Дэвид Азеррад «Газете.Ru».
Клоуны не спасли
Либеральная пресса относилась к Бэннону с большим негативом, считая, что он несет вину за радикализацию националистических настроений в США. Издание Huffington Post недавно отметило, что Белый дом «наводнен печально известными националистами», и Бэннон среди них главный.
Американские СМИ отмечают, что увольнение Бэннона произошло вскоре после событий в Шарлотсвилле (штат Вирджиния), где демонстрации ультраправых вылились в жесткие потасовки. В ходе столкновений с левыми активистами один из «альтернативных правых» протаранил автомобилем толпу, убив одного человека.
Сам Бэннон назвал зачинщиков беспорядков в Шарлотсвилле клоунами.
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла считает, что увольнение Бэннона не случайно совпало с событиями в Вирджинии.
«Думаю, после Шарлотсвилля Трампу надо дистанцироваться от крайне правых. Ситуация в Вирджинии опаснее расследования о связях Трампа и его окружения с Россией. Здесь он должен принять какие-то реальные меры, и даже Бэннона будет недостаточно», — сказал «Газете.Ru» эксперт.
Как отмечает The New York Times, политический стратег подал прошение об отставке еще 7 августа, однако решение по этому вопросу было отложено из-за беспорядков в Шарлотсвилле.
Представители национальных меньшинств ранее обращались к Трампу с предложением уволить Бэннона и еще двух советников после беспорядков в Шарлотсвилле. В письме, которое подписано несколькими афроамериканскими конгрессменами, а также представителями других этнических меньшинств, утверждается, что «постоянное присутствие этих людей в Белом доме усиливает белую ксенофобию в США».
Как отмечает The New York Times, после увольнения Бэннона Трамп может лишиться поддержки консервативных СМИ, ранее высказывавшихся в его пользу. «Уволив господина Бэннона, президент теряет главного проводника националистической повестки, который помог ему победить», — утверждает издание.
В то же время, даже уйдя со столь высокой должности, Бэннон может сохранить свое влияние на президента, находясь вне Белого дома.
Сам Бэннон в пятницу заявил, что может быть «более эффективным», находясь вне Белого дома, для продвижения повестки Трампа. «С теми, кто стоит на нашем пути, мы будем воевать», — многозначительно сказал он.