Теракт в Барселоне: политический провал

Почему теракт в Барселоне — это результат внешней политики Испании

Александр Братерский, Игорь Крючков, Александр Атасунцев
Улица Рамбла в Барселоне, 18 августа 2017 года Manu Fernandez/AP
Премьер-министр Испании Мариано Рахой назвал теракт в Барселоне «джихадистской атакой», которая требует ответа всего мирового сообщества. Однако внутриполитических проблем Рахою не избежать. Теракт доказал несостоятельность его политики в отношении терроризма. Она заключалось в том, чтобы не вмешиваться в борьбу с силами террористического «джихада». Теперь же эти проблемы сами пришли в Испанию.

«Сегодня борьба с терроризмом является приоритетом для таких свободных и открытых обществ, как наше. Это глобальная угроза, и ответ на нее также должен быть глобальным», — заявил премьер-министр Рахой. Уже эти слова говорили о том, что Испания будет кардинально менять подходы к своей безопасности.

В четверг около 17.00 по местному времени (18.00 мск) белый фургон въехал в толпу людей на улице Рамбла в центре Барселоны. По последним данным, 13 человек погибли, более 190 пострадали. Еще один теракт по той же схеме был сорван спустя несколько часов в городе Камбрильсе на юге страны. Там полицейским удалось уничтожить пятерых боевиков и ранить шестого.

Премьер Испании уже пообещал обратиться к политическим партиям страны, чтобы изменить государственный «антитеррористический пакт», который, по его словам, сегодня не работает.

Речь идет о документе, подписанном в 2015 году между правящей Народной партией и социалистами — главной оппозиционной силой страны. В нем говорилось, что обе политические силы будут выступать за пожизненные сроки для лиц, которые замешаны в поддержке терроризма.

Однако уже после подписания пакта социалисты заявили, что недовольны им и будут оспаривать его в суде. Их опасения были связаны с непростыми отношениями в самой Испании. Здесь существуют группы сепаратистов, выступающие за выход из страны, например каталонские баски. Социалисты опасались, что закон будет использован для давления официального Мадрида на группы умеренных басков, которые выступают за автономию, но против террора.

«Испания представляет собой особый случай общеевропейской борьбы с терроризмом, — считает Евгения Гвоздева, директор программ Европейского центра стратегических исследований и безопасности. — Эта страна принципиально отказывалась участвовать в антитеррористических кампаниях в Ираке и впоследствии в Сирии. На сегодняшний день участие Испании в западной коалиции, воюющей против террористического «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), также весьма ограниченно. Испанские военные в основном лишь предоставляют консультационную помощь своим коллегам и их обучение».

По словам собеседницы «Газеты.Ru», Мадрид до сих пор подкреплял свой нейтралитет аргументом, что ИГ в первую очередь атакует страны, которые активно участвуют в сирийской и иракской кампаниях (Германия, Франция, Бельгия и т.д.).

«После теракта в Барселоне этот аргумент больше не работает. Стратегия «невмешательства» Испании, которая обеспечила стране практически 13 лет без терактов, сегодня показала свою несостоятельность», — считает Гвоздева.

13 лет тишины

Сравнительно мягкий подход к терроризму испанские власти выбрали в 2004 году. Тогда в Испании произошла серия взрывов на вокзале Мадрида и в пассажирских поездах. Во время теракта погиб 191 человек. Почти 2 тысячи получили ранения.

Это произошло всего спустя три года после терактов 11 сентября в Нью-Йорке, которые заставили президента США Джорджа Буша-младшего объявить «войну с террором» и начать масштабные военные кампании на Ближнем Востоке.

Несмотря на то что спецслужбы говорили о «джихадистском» следе в деле о мадридских взрывах, правительство премьера Хосе Марии Аснара решило подать эту проблему как внутреннюю. Правящая Народная партия обвинила в преступлении радикалов из баскской группировки ЭТА. За 30 лет борьбы басков против правительства страны погибло более 800 человек.

Взрывы на вокзале Мадрида произошли фактически накануне парламентских выборов в стране. Аснар не прислушался к призывам перенести их и проиграл. В результате на выборах победила оппозиционная Социалистическая партия.

Новые власти Испании заявили, что теракты в Мадриде произошли не из-за басков, а как раз из-за того, что Аснар слишком активно поддерживал американскую «войну с террором», за эту позицию Испания и поплатилась. В Ираке в то время находилось 300 испанских военных.

Правительство социалистов пошло на ряд реформ, направленных на борьбу с терроризмом. Из страны были выдворены многие подозреваемые в связях с террористами, прошли аресты граждан, воевавших в Ираке и Сирии на стороне радикальных исламистов, а также были предприняты меры финансового характера, так как Испания долгое время была финансовым хабом для различного рода террористических организаций.

Испания завершила интеграцию автоматизированной системы для чтения паспортов ЕС с биометрическими данными, а также внедрила оборудование для обнаружения взрывчатки в пяти крупнейших аэропортах Испании.

Все это вкупе с нейтралитетом в глобальной «войне с террором» дало внушительные результаты. За последние 13 лет в Испании не случилось ни одного теракта. Успех этой гибкой системы не решилась оспаривать даже Народная партия, которая вернула власть в стране в 2011 году.

Теракт в Барселоне, однако, вынуждает премьер-министра Рахоя сменить антитеррористическую стратегию. Это вполне соотносится и с консервативным подходом к безопасности, который продвигает Народная партия Испании.

«Мы еще раз убедились, что даже весьма конкретные предупреждения от зарубежных спецслужб (в данном случае это были американские) о готовящихся терактах не смогли позволить испанской разведке предотвратить их, — считает Евгения Гвоздева. — Аналогичную ситуацию мы уже наблюдали в контексте парижских и брюссельских терактов, а также взрыва в Манчестере. Почему? Уровень террористической угрозы сегодня беспрецедентно высок, и любые, даже экстраординарные и чрезвычайные меры безопасности не дают 100-процентной гарантии».

Как передает корреспондент «Газеты.Ru» из Испании, вечером в день теракта трассы, ведущие из Барселоны, были перекрыты. На выезде из города полицейские с автоматами заглядывали в лица и осматривали машины. Работали выборочно.

Перед автобусом, где находился журналист «Газеты.Ru», ехал закрытый минивэн. Правоохранители осмотрели только кабину водителя. Хотя на тот момент главный исполнитель теракта на улице Рамбла еще не был пойман. По испанскому телевидению давали размытую наводку: мужчина среднего роста в полосатой майке.

Берегись автомобиля

Сегодня, когда у власти в стране находится Народная партия во главе с Рахоем, именно ей придется принимать дополнительные меры после теракта в Барселоне. Необходимость ужесточить контроль в борьбе с терроризмом в то же время не должна повредить туризму. Эта индустрия составляет сегодня 15% ВВП Испании.

Испания — популярное место отдыха у российских туристов. По данным Национального института статистики Испании, страну в 2016 году посетило больше 1 млн туристов из России. Это на 2% больше, чем годом ранее.

Екатерина, российская туристка, много раз бывавшая в Испании, рассказала «Газете.Ru», что не замечала видимых антитеррористических мер. «Это не те меры, которые мы привыкли видеть в Москве — везде рамки, проверки. Такого нет. В Испании вообще не принято военные темы акцентировать, мирная страна. Думаю, усиление будет, но незначительное».

Российский режиссер-постановщик Егор Курделло, несколько лет проживший в Испании, также ожидает, что меры в Барселоне будут усилены, но признается, что до сих пор дело с этим часто обстоит «достаточно раздолбайски». При этом он отмечает, что испанские полицейские, с которыми ему приходилось общаться во время подготовки одного из проектов, выглядят как из «какого-то боевика»: «подготовка у них серьезная».

Российские власти уже предложили свою помощь властям Испании в борьбе с терроризмом. Однако это предложение пока выглядит скорее актом солидарности. Несмотря на наличие в России и самой Испании специалистов в этой области, эксперты считают, что для предотвращения террористического акта с помощью автомобиля надо больше уделять так называемой «пассивной безопасности».

«Возведение бетонных блоков у тротуаров может быть и выглядит не слишком эстетичным. Однако это может помочь быстрее, чем одно проведение оперативных мероприятий. Это и есть мера жесткой пассивной безопасности», — говорит «Газете.Ru» полковник ФСБ в отставке Сергей Милицкий, в прошлом высокопоставленный офицер Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России.

Милицкий также обращает внимание, что для совершения своих действий террористы часто выбирают «знаковые» улицы европейских городов, известные во всем мире. Именно этим улицам надо уделять повышенное внимание службам безопасности, считает эксперт.

«Каждый новый теракт вызывает оживленную дискуссию о «барьерных методах» безопасности и новые призывы поставить бетонные заграждения везде и всюду, а в остальных местах установить рамки металлодетекторов. Подобные методы считаются многими политиками единственно верным решением. Но это не так, — считает Евгения Гвоздева из ESISC.

— Любые рамки и бетонные барьеры позволяют эффективно защитить конкретную инфраструктуру, объекты, но не людей. Заграждения лишь сместят место приложения будущего теракта, и вместо туристической улицы террористы выберут автобусную остановку, рынок или же вход в метро».

Один из бывших офицеров российского спецназа, который занимался борьбой с терроризмом на Северном Кавказе, считает, что Испании стоит присмотреться к отечественным практикам. «Европейцам необходимо усилить контроль за гражданами, совершавшими поездки в исламские страны, а также людьми, которые с ними контактировали, — считает собеседник «Газеты.Ru», пожелавший остаться анонимным. — Для многих исламистов теракт — это возможность заработать денег для семьи. Если наказывать не только участника, но и всю семью, то основной смысл совершать теракт теряется».

В последний год автомобиль применялся для террористических целей в целом ряде городов Европы. Самым громким стал случай в Ницце, когда тяжелый грузовик, которым управлял выходец из Туниса, стал причиной гибели 80 человек.