Сопредседатель фракции «Оппозиционный блок» Верховной рады Украины Юрий Бойко заявил, что минские соглашения необходимо переформатировать, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию вооруженного конфликта в Донбассе. Об этом народный депутат рассказал в эфире телеканала «112 Украина».
Бойко также призвал разработать новую «дорожную карту» с учетом последних переговоров в «нормандском формате». 24 июля президенты России, Франции, Украины и канцлер Германии обсудили урегулирование в Донбассе по телефону. По итогам переговоров в пресс-службе Кремля сообщили, что главы государств «нормандской четверки» обменялись мнениями насчет ситуации на юго-востоке Украины и проблем с реализацией минских соглашений.
Бойко считает, что новое соглашение по Донбассу должно предполагать вовлечение США в переговорный процесс, а также введение миротворческих сил ООН на линию разграничения. Подобные меры позволят запустить политический процесс урегулирования конфликта, убежден представитель украинской оппозиции.
«Реальный механизм — это создание «дорожной карты» в рамках «нормандского формата», это участие американцев в этой работе, это наше предложение о введении «голубых касок» на линию разграничения, чтобы остановить стрельбу и наконец перейти к политическому процессу урегулирования в рамках минских соглашений, реформация этих минских соглашений, поскольку время ушло, сейчас надо менять их формат, менять наполнение», — заявил Бойко.
Нардеп подчеркнул, что инициировать процесс внесения изменений в минские соглашения должна именно украинская сторона. Он также отметил, что ужесточение антироссийских санкций не способствует улучшению ситуации в Донбассе.
Киевские власти уже на протяжении нескольких месяцев пытаются добиться корректировки «минского формата». В частности, с такими предложениями Порошенко ездил на прием к президенту США Дональду Трампу. Ни Москву, ни Евросоюз этот сценарий развития событий не устраивает.
Сейчас переговоры по урегулированию вооруженного конфликта на Украине ведутся параллельно в двух направлениях. Обсуждения проходят в «минском формате», который развивается в соответствии с соглашениями, заключенными в 2015 году. Также ведутся переговоры в рамках «нормандской четверки» — данный формат был создан с целью способствовать реализации тех же минских соглашений.
Они предполагают проведение конституционной реформы на Украине, которая гарантировала бы широкую автономию Донбасса, а также амнистии для участников донбасского конфликта. Киев эти требования выполнить, очевидно, не в состоянии — даже несмотря на то, что представители украинских властей ставили свою подпись на минских документах. Этим и объясняются попытки режима Порошенко пролоббировать перезагрузку «минского формата».
На саммите G20, проходившем в Гамбурге в начале июля, Владимир Путин, президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер ФРГ Ангела Меркель затрагивали вопрос о пробуксовке минских соглашений. По итогам обсуждений глав государств пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что у России, Германии и Франции есть понимание, что надо двигаться дальше и принять меры. При этом Песков подчеркнул, что Макрон и Меркель признали, что киевские власти не выполняют минских договоренностей.
В мае в интервью «Газете.Ru» спецсоветник верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Евросоюза Натали Точчи заявила, что Евросоюз планирует обсудить «обновление» переговорного процесса.
Вместе с тем заявления Точчи не отражают позицию самих участников минских переговоров и «нормандской четверки», рассказал в беседе с «Газетой.Ru» директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
В России к идеям расширения формата также относятся со скепсисом, добавил эксперт. «Сейчас у ЕС достаточно рычагов влияния, чтобы добиться выполнения минских соглашений, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — У нынешнего формата достаточно возможностей». Проблема в другом: в Европе непоследовательны в политическом давлении на Киев, а только так можно добиться реального результата, считает Чеснаков.
Сегодняшнее же заявление Юрия Бойко политолог отнес к категории «обычных для Украины петляний».
«Левочкин говорит одно, Бойко другое. Серьезно обсуждать это не имеет смысла, — констатировал Чеснаков. — Может, Бойко хочет радикализоваться и привлечь внимание к своей персоне под будущие выборы, а может, его попросили что-то подобное ляпнуть в обмен на отказ от какого-нибудь уголовного дела за прошлые грехи».