По официальным данным, в выборах в Конституционную ассамблею Венесуэлы приняли участие более 8 млн человек, явка составила 41,5%. Сторонники президента страны Николаса Мадуро объявили выборы состоявшимися.
Большинство соседних с Венесуэлой государств не признали результаты голосования. О непризнании выборов уже заявили власти Перу, Мексики, Колумбии и Аргентины. Главы МИД этих стран, а также Бразилии, Канады, Чили, Коста-Рики, Гватемалы, Гондураса, Панамы и Парагвая проведут экстренную встречу в Перу на следующей неделе, чтобы выработать совместный план действий. Официальный Вашингтон назвал выборы в Конституционную ассамблею фикцией — так в воскресенье, в день голосования, их охарактеризовала посол США в ООН Никки Хейли.
«Какого черта нас должно интересовать, что там скажет Дональд Трамп, нам важно, что скажет народ Венесуэлы, тут Дональд Трамп не приказывает», — заявил в свою очередь Николас Мадуро на митинге после объявления результатов голосования.
31 июля США ввели против венесуэльского лидера санкции. Они предполагают заморозку его активов в США, а также вводят запрет для американских граждан на деловые отношения с Мадуро.
Тот уже прокомментировал эту новость в своем привычном ключе. По его словам, эти санкции — ответ на выборы в Конституционную ассамблею. «Я не боюсь империи, я независимый президент свободной страны, — сказал Мадуро. — Я горд этими санкциями». Кроме того, по мнению политика, президент США Дональд Трамп «совершает самую большую ошибку в его жизни», угрожая Венесуэле экономическими мерами.
В тот же день агентство Reuters со ссылкой на источники сообщило о том, что США планируют ввести санкции в отношении нефтедобывающих компаний Венесуэлы (в стране с 1970-х годов национализирован практически весь нефтяной сектор).
Учитывая, что большая часть экспорта венесуэльской нефти приходится на США, экономические санкции могут оказать ощутимый эффект. Правда, здесь Вашингтону придется действовать осторожно — американские политики, как пишет Reuters, при обсуждении плана действий высказывают опасения, что ограничение импорта венесуэльской нефти может спровоцировать рост цен на бензин в самих США. Поэтому наиболее реалистичной ограничительной мерой — по данным агентства, этот вариант уже получил одобрение в Белом доме — выглядит запрет на экспорт в Венесуэлу легкой нефти, которую южноамериканская страна использует при переработке своей тяжелой нефти.
В первые четыре месяца 2017 года США закупали 780 тыс. баррелей венесуэльской нефти в день, что составляет почти 8% от общего объема американского нефтяного импорта. Венесуэла в свою очередь ввозит из Штатов около 87 тыс. баррелей в день.
Ранее минфин США уже внес в список санкций 13 физлиц, включая действующих и бывших министров, начальников полиции Венесуэлы и вице-президентов национальной нефтяной компании PDVSA.
Санкции могут углубить жесточайший экономический кризис, с которым Венесуэла столкнулась после общемирового падения цен на нефть. В стране острая нехватка продуктов питания, товаров первой необходимости и медикаментов. Привычным явлением стали километровые очереди за продовольственными товарами. В стране официально объявлена гуманитарная катастрофа.
В цифрах все эти пугающие симптомы растущего народного волнения выглядят так: в 2016 году, по оценкам МВФ, падение валового внутреннего продукта Венесуэлы составило 18%, инфляция достигла 550%, безработица — 21%. Бюджетный дефицит оценивается в 17% ВВП, внешний долг превышает $130 млрд, золотовалютные резервы уменьшились на $6 млрд и сейчас составляют $10,6 млрд.
«Во времена Чавеса, когда были высокие цены на нефть, правительство сделало очень многое для снижения уровня бедности, — рассказал «Газете.Ru» руководитель Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Збигнев Ивановский. — Государство ввело социальные программы, которые в Венесуэле называются «миссии». Но потом, когда упали цены на нефть, конъюнктура изменилась. Теперь на социальные программы не хватает денег».
Кроме того, говорит Ивановский, несмотря на то что Венесуэла — тропическая страна, Каракас закупал много продуктов питания за границей, потому что в «тучные» годы это было дешевле, чем производить их самостоятельно. По словам эксперта, ни по одной стране мира нефтяной кризис не ударил сильнее, чем по Венесуэле.
«На венесуэльском телевидении Globovision вместо рекламы транслируются призывы о помощи, — добавляет Ивановский. —
Люди просят пожертвовать лекарства — причем не какие-то дорогие и недоступные, а которые в Москве можно купить в любой аптеке».
Экономический кризис вкупе с противостоянием исполнительной (сторонники Мадуро) и законодательной ветвей власти (2/3 венесуэльского парламента после выборов 2015 года контролирует оппозиция) и стал причиной нынешнего раскола страны.
Накануне воскресного голосования «Газета.Ru» поговорила с послом Венесуэлы в России Карлосом Рафаэлем Фариа Тортосой. Дипломат рассказал, как рассматривает ситуацию в стране официальный Каракас.
«Как говорит президент Мадуро, созыв Конституционного собрания — это единственный выход для нашей страны, единственный путь для достижения согласия путем диалога. Президент считает, что это единственное место, где можно обсудить национальные и внутренние проблемы. Все остальные пространства были уничтожены действиями оппозиции, которая не захотела садиться за стол переговоров и уничтожила саму возможность переговорного процесса», — сказал посол.
Дипломат также рассказал, что противники созыва Конституционной ассамблеи пользуются в стране гораздо меньшей поддержкой, чем может показаться на первый взгляд. Двумя неделями ранее в стране прошел референдум, на котором ставился вопрос о целесообразности создания Конституционной ассамблеи. Тогда более 98% из 7,2 млн проголосовавших высказались против созыва нового органа, однако власти не признали итоги плебисцита.
По словам посла, во время референдума было задействовано лишь 13% от всей инфраструктуры, необходимой для проведения такого голосования. «Это гораздо меньше того количества, которое получил на выборах президент Мадуро». При этом, добавил дипломат, «проверить результаты не представляется возможным, так как бюллетени для голосования были сожжены».
Если верить оппозиции, то против созыва Конституционной ассамблеи проголосовали почти столько же человек, сколько поддержали действующего президента на досрочных (в связи со смертью лидера страны Уго Чавеса, который переизбрался годом ранее) президентских выборах 2013 года. Тогда по итогам голосования Мадуро, заявленный как наследник Чавеса, с небольшим перевесом (меньше 1%) обошел лидера оппозиции Энрике Каприлеса — за Мадуро проголосовали чуть менее 7,6 млн граждан.
«В Венесуэле есть уникальный закон, который допускает досрочное прекращение полномочий президента. Причем это не совсем импичмент, который подразумевает какое-то нарушение законов. В Венесуэле можно отстранить президента и без какого-то выраженного преступления. Соцопросы показывают, что поддержка у Мадуро не более 20%, но я думаю, что и явка на прошедших выборах это подтверждает», — говорит Ивановский.
В разговоре с «Газетой.Ru» посол Венесуэлы довольно расплывчато обозначил действия Мадуро, которые тот примет в случае радикализации протеста, сейчас правоохранители отказываются даже от применения резиновых пуль и используют только водометы и слезоточивый газ.
«Мы знаем, когда силы правопорядка начинают отвечать восставшим силой, это порождает еще большее количество жертв и служит детонатором для превращения конфликта в настоящую войну, — сказал дипломат. — Но мы будем надеяться, что до этого не дойдет».
Ивановский не исключает, что Мадуро может отдать приказ расстреливать протестующих. Более того, жертвы уже есть. За несколько месяцев протестов число погибших превысило 110 человек — и большинство из них протестующие. Только в воскресенье в Венесуэле на митингах погибли более десяти человек. По сообщениям СМИ, в столкновениях между силовиками и протестующими были убиты в том числе два подростка и служащий нацгвардии.
Положение действующего президента укреплено поддержкой армии. Нынешний министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес публично поддерживает Мадуро и его план созыва Конституционной ассамблеи.
Тем не менее, говорит Ивановский, венесуэльская армия неоднородна и сейчас идут чистки офицерского состава.
При этом, по словам эксперта, по-прежнему остается непонятной суть конституционной реформы Мадуро и необходимость проводить ее в таком виде. «Выборы в Конституционную ассамблею проводились не по партийному принципу, а по корпоративному. Никто даже не дает данных о ее составе, потому что эти люди все равно — листья одного дерева — чависты, сторонники Мадуро», — поясняет Ивановский.
Эксперт напоминает, что, даже когда план новой конституции будет разработан ассамблеей, властям потребуется провести референдум о принятии предлагаемых поправок. И сам Мадуро ранее уже заявлял о намерении провести такое голосование. Как заявил глава предвыборной кампании властей Эктор Родригес, первое заседание Конституционной ассамблеи может состояться уже 2 августа.