В управлении по борьбе с организованной преступностью и коррупцией генеральной прокуратуры Узбекистана сообщили, что Гульнаре Каримовой предъявлено обвинение по нескольким статьям уголовного кодекса, среди которых мошенничество, подделка документов, сокрытие доходов, передает РИА «Новости».
в отдельном репортаже
В отношении Каримовой избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Правда, сама она давно находится под домашним арестом, так как попала в немилость к своему отцу — ныне покойному президенту Исламу Каримову.
По данным генпрокуратуры Узбекистана, Каримова еще в 2015 году была приговорена к ограничению свободы на пять лет.
Бизнесвумен и светская львица Каримова в 2014 году упоминалась среди членов преступной группы, которая проходила по уголовному делу о хищении государственных средств. Тогда речь шла о государственных долях в таких компаниях, как нефтеперерабатывающий завод в Фергане, узбекское подразделение компании Coca-Cola, а также Национальная авиакомпания Узбекистана. Прокуратура сообщила, что почти $200 млн были возвращены в казну государства. Одного из осужденных по делу — Рустама Мадумарова — в западной прессе называли гражданским мужем Каримовой, а другую осужденную — Гаяну Авакян — независимые узбекские СМИ именовали правой рукой дочери президента.
Не комсомолка, но красавица
Каримова, которая вела яркую светскую жизнь и даже выступала как поп-певица под сценическим псевдонимом Googoosha, была в сложных отношениях с окружением своего отца. Еще при жизни экс-президента подконтрольные Каримовой СМИ были лишены лицензии, а младшая дочь узбекского лидера Лола Каримова в интервью «Би-би-си» в сентябре 2013 года сказала, что не общается с сестрой и не видится с ней на семейных мероприятиях.
Один из российских экспертов, часто бывающих в Узбекистане, рассказывал «Газете.Ru», что даже в этих весьма непростых условиях Каримова проявляла недюжинную общественно-политическую активность: «Ей бы все бросить и забиться под лавку, а она в последние месяцы проявляет себя как волевой человек».
Известная на Западе светская львица Каримова критиковала царящие на родине порядки, а в письме, отправленном в редакцию «Би-би-си» в марте 2014 года, обвинила приближенных своего отца в шантаже и вымогательстве:
«Единственная причина преследования в стиле Пиночета в том, что я осмелилась говорить о вещах, о которых молчат миллионы», — писала она. При этом Каримова никогда не позволяла себе критиковать лично президента.
С 2014 года Каримову не видели на публике — власти даже не дали ей попрощаться с отцом после его смерти 2 сентября 2016 года. Также она не проявляла активности в интернете.
Даже ходили слухи, что Каримовой нет в живых. В ноябре 2016 года издание «Центр-1» со ссылкой на сотрудника Службы национальной безопасности Узбекистана заявило, что Гульнара Каримова скончалась 5 ноября от отравления и в тот же день была похоронена на кладбище «Минор» в Ташкенте. Позже источник опроверг это сообщение.
В марте этого года о том, что она находится в добром здравии, хоть и продолжает оставаться под домашним арестом, сообщил швейцарский адвокат Каримовой Грегуар Манжа. Он говорил, что видел дочку бывшего президента в конце 2016 года в Ташкенте во время ее допроса сотрудниками прокуратуры.
По словам швейцарского юриста, Каримова содержится в маленькой пристройке к ее бывшему дому в центре Ташкента. Во время допроса, сказал Манжа, адвокаты молчали, а когда он сам попытался задавать вопросы, прокуроры пригрозили выставить его за дверь. Тем не менее позже ему все же удалось поговорить с Каримовой наедине.
Наблюдатели полагают, что новое руководство страны и президент Узбекистана Шавкат Мирзияев опасаются влияния Каримовой, которую может поднять на знамя часть представителей оппозиции или даже люди из прежнего окружения президента страны, недовольные нынешними властями.