Встреча президента Франции Эммануэля Макрона с российским лидером Владимиром Путиным позволила сотрудничеству двух стран по сирийской проблеме выйти на новый уровень. Об этом сообщил сам глава республики в интервью изданию Journal du Dimanche.
«Я констатирую после встречи в Версале, что мы продвинулись по этим двум вопросам», — заявил французский лидер, комментируя взаимодействие с Россией по противодействию использованию химического оружия и обеспечению мирных жителей Сирии гуманитарной помощью. «Сотрудничество между нашими службами на местах вышло на совершенно иной, чем ранее, уровень», — заключил Макрон.
Касательно химического оружия Макрон заверил, что останется непреклонным в этом вопросе. «Если оно будет использовано, я дам отпор — и я обеспечил, чтобы Франция дала операционный ответ прежде, чем она об этом скажет», — заявил он.
Глава Франции также рассказал, что Москва и Париж принимают совместные шаги по борьбе с киберпреступностью. В частности, он признал, что странам необходимо разработать специальные меры для предотвращения хакерских атак в будущем.
Макрон отметил, что у России и Франции также остались и разногласия по проблеме Сирии. В интервью президент Путин назван «союзником Башара Асада». Сам себя французский лидер к таковым не причисляет, хотя и придерживается позиции, что его отстранение от власти не должно быть обязательным условием урегулирования. Впрочем, восстанавливать свои связи с Дамаском Париж пока что не намерен. По словам Макрона, речь пока что даже не идет о восстановлении работы сирийского посольства, прекращенной шесть лет назад.
О своей позиции относительно Башара Асада Макрон говорил и во время саммита «большой двадцатки» в Гамбурге. «Нельзя говорить, что нужно поменять такого-то лидера. Мы делали это в Ираке, в Ливии. Через пять или десять лет мы очнулись в куда более плохих условиях», — подметил он на пресс-конференции по итогам встречи G20. Он также констатировал, что основное отличие Франции от России в этом вопросе заключается в том, что заявленная позиция не означает намерение Парижа становиться союзником сирийского лидера.
На этой неделе Макрон встречался в Париже с президентом США Дональдом Трампом. Тогда же он вновь вернулся к теме политики Франции в отношении Сирийской Республики.
«Мы поменяли французскую доктрину в отношении Сирии. Наша принципиальная задача — искоренить террористические группы, какими бы они ни были», — сказал он по итогам встречи.
Французский лидер отметил, что вместе с США две страны намерены создать контактную группу для составления дорожной карты по послевоенному будущему Сирии. Представитель Дамаска также должен войти в нее, подчеркнул Макрон.
«Мы разделяем желание о том, чтобы в контактную группу вошли постоянные члены Совбеза ООН, заинтересованные участники из региона. И, очевидно, в эти переговоры будет вовлечен представитель Башара Асада», — заверил он.
В свою очередь Дональд Трамп заявил, что действующее сегодня перемирие на юго-западе Сирии стало возможным благодаря России.
Об изменении взглядов французского президента на судьбу сирийского лидера несколько дней назад сообщала и администрация Белого дома. Сообщение появилось сразу после его встречи с Дональдом Трампом.
Однако, как рассказал в интервью с НСН ведущий сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров, на мнение Макрона по Сирии Трамп не оказал сильного влияния.
«Макрон и до встречи с Трампом заявлял, что Франция не будет настаивать на уходе Асада. Она сосредоточится на борьбе с терроризмом, а уже потом будет решать судьбу Асада мирным путем. Такое заявление было сделано уже на встрече с Путиным», — пояснил эксперт.
Федоров также полагает, что хорошим знаком является то, что Франция стала проявлять больший реализм по вопросам внешней политики.
«Макрон понимает, что в ситуации в Сирии дело не в персоналиях, какими бы они ни были неприятными, а дело в более серьезных вещах. Поэтому на встрече с Путиным Макрон заявил, что выступает за территориальную целостность Сирии, и это тоже очень важно и совпадает с нашей позицией»,
— отметил он.
Наиболее важным моментом является то, что, несмотря на оставшиеся разногласия, позиции двух стран определенно сблизились, заключил эксперт. По его словам, «Это дает надежду на то, что мы можем вместе с западной коалицией, в которую Франция также вносит свой вклад, координировать общие усилия в борьбе с терроризмом. Это внушает оптимизм, что час, когда ИГ («Исламское государство», организация признана террористической и запрещена на территории РФ. — «Газета.Ru») исчезнет с политического поля, уже не за горами».