Основной посыл народного референдума, проводимого силами системной оппозиции, сплотившейся в рамках «Круглого стола демократического единства», заключается в несвоевременности созыва конституционной ассамблеи в условиях жесточайшего социально-экономического и политического кризиса в богатой энергетическими ресурсами латиноамериканской республике.
Полезные ископаемые есть, туалетной бумаги нет
В 2016 году, по оценкам МВФ, падение валового внутреннего продукта составило 18%, инфляция достигла 550%, безработица — 21%. Бюджетный дефицит оценивается в 17% ВВП, внешний долг превысил 130 миллиардов долларов, золотовалютные резервы уменьшились на 6 миллиардов и сейчас составляют 10,6 миллиарда долларов.
Под воздействием объективных (падение мировых цен на нефть) и субъективных факторов (некомпетентность, непоследовательность и ошибочность принимаемых решений) президент Николас Мадуро утратил все социальные завоевания предшественника, харизматичного полковника Уго Чавеса. Возникла острая нехватка продуктов питания, товаров первой необходимости и элементарных лекарств.
Привычным явлением стали километровые очереди за продовольствием, медикаментами и туалетной бумагой. В стране объявлена гуманитарная катастрофа.
В поисках путей выхода из ухудшающейся ситуации глава государства предпринял ряд мер, не давших ожидаемого эффекта. Распределение продуктов через местные комитеты по снабжению и производству лишь обострило отношения между сторонниками и противниками президента. Оппозиция утверждает, что продовольствие распределяется среди жителей, симпатизирующих режиму.
Постоянно действующее чрезвычайное положение используется для сохранения экономического курса, направленного на вытеснение из бизнеса крупного и среднего частного капитала, ужесточения контроля над ценами, издержками производства и валютным обменом.
Усилению недовольства населения способствовало введение в оборот новых денежных купюр. Разделяющийся на несколько порядков обменный курс старого и нового боливаров способствует спекуляции и параличу предпринимательской деятельности. Проведенное повышение минимальной заработной платы не соответствует уровню инфляции и падению доходов рядовых граждан, все глубже погружающихся в нищету.
Раскол элит неизбежен
В сложившихся условиях люди стали выходить на акции протеста, с апреля обретшие беспрецедентные масштабы. Их участники вступают в жестокое противостояние с полицией — есть десятки жертв с обеих сторон. Пытаясь сбить протестную волну, власть объявила о намерении созвать Национальную конституционную ассамблею (НКА), рассматривая ее в качестве панацеи решения всех накопившихся проблем. Но добилась противоположного эффекта. Акции протеста вспыхнули с новой силой. О нецелесообразности созыва НКА в полную силу заговорила не только оппозиция, но и часть правящей команды.
В авангарде этого процесса оказалась генеральный прокурор Венесуэлы Луиса Ортега Диас, ранее верой и правдой служившая режиму. Сначала она открыто заявила, что НКА лишь усугубит кризис, а в последующих выступлениях констатировала, что вмешательство секретных служб в дела юридических органов способствует трансформации страны в полицейское государство.
По ее мнению, созыв ассамблеи означает демонтаж демократии. Поэтому генпрокурор считает необходимым отстаивать действующий основной закон.
В отношении строптивой дамы были приняты репрессивные меры. Верховный суд заморозил ее банковские счета и запретил выезд за рубеж. Но Диас продолжает критику, и ее уже называют «диссидентом» по отношению к системе.
Еще одним признаком раскола стала статья депутата парламента от правящей Единой социалистической партии Венесуэлы Германа Феррера в газете El Universal. Парламентарий объявил, что решение о созыве НКА раскололо властную команду и сплотило оппозицию. Он солидаризировался с генеральным прокурором, заметив, что многие члены партии разделяют подобную точку зрения, но открыто не высказываются, опасаясь гонений за нарушение дисциплины.
В несвоевременности НКА убеждена и Федерация торговых и промышленных палат и ассоциаций. В заявлении по этому поводу говорилось, что для выправления ситуации необходимы не новый основной закон, а продовольствие, лекарства, безопасность, политическая, социальная и экономическая стабильность, элементарный порядок, уважение права на диалог.
Эти колебания мгновенно уловили в руководстве оппозиции. Парламент устами спикера Хулио Борхеса назвал созыв НКА противоречащим конституции и призвал граждан к протесту и выражению своего мнения через народный плебисцит.
В преддверии референдума многочисленные активисты оппозиции разъясняли населению значение плебисцита, подчеркивая его значимость как способа консультации с народом и призывая граждан ясно выразить свое мнение. По подсчетам организаторов, к акции намереваются присоединиться от 7 до 10 миллионов человек — то есть до половины избирателей страны. Для мониторинга процесса приглашены десятки авторитетных международных наблюдателей. В их числе бывшие президенты Коста-Рики, Мексики, Колумбии, Боливии.
Прогнозируя перспективы политического развития, уместно предположить, что в случае массовой явки итоги плебисцита могут иметь далеко идущие последствия. Референдум станет актом гражданского неповиновения.
Системная оппозиция, основываясь на вердикте народа, способна передать бразды правления высшему законодательному органу, создать временное правительство, в кратчайшие сроки определиться с народным президентом — параллельным Мадуро. У нее есть достойные претенденты.
Это, например, Энрике Каприлес, губернатор штата Миранда, дважды боровшийся за пост главы государства, и харизматический политик Леопольдо Лопес, переведенный на днях из тюрьмы под домашний арест. Однако Николас Мадуро и его ближайшее окружение, опираясь на пока еще лояльную армию, от власти не откажутся. Поэтому продолжится противостояние, которое неизбежно приведет к еще большему расколу политических элит в Венесуэле.