Основной темой прошедшего в Киеве 12–13 июля саммита Украина – ЕС стала война в Донбассе. По словам министра иностранных дел Украины Павла Климкина, главными его итогами стали ратификация Соглашения об ассоциации, безвизовый режим, а также автономные торговые преференции для Украины.
В то же время СМИ сообщали о проблемах, связанных с итоговым заявлением саммита. Нидерланды якобы выступили категорически против любых намеков на перспективу членства Украины в Евросоюзе. Однако, по словам Климкина, украинской стороне не нужен еще один документ, в котором будет повторяться все то, что и так уже было сказано в Соглашении об ассоциации.
«Для чего нам еще один проект, который повторяет то, что уже было сказано в Соглашении об ассоциации. Достижения зафиксированы, я их четко назвал. Мы должны идти к заявлениям саммита, которые фиксируют новые важные договоренности. Для чего нам повторение того, что уже есть. Для чего нам текст на 3–5 страниц, который прочитают только эксперты и в котором нет действительно прорывных вещей», — заявил он в эфире украинского телеканала «Интер» в передаче «Подробности недели».
19-й саммит Украина – ЕС проходил в украинской столице 12 и 13 июля. На этот раз он завершился без традиционного совместного заявления из-за того, что стороны не смогли прийти к единому мнению относительно финального текста.
Украинская сторона настаивала на том, чтобы в общем заявлении была процитирована фраза из преамбулы Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, а именно — о том, что последний «признает европейские стремления Украины и приветствует ее европейский выбор».
Однако подобная формулировка не устроила представителей Евросоюза. В частности, сообщалось, что против нее высказались Нидерланды.
В украинском издании «Европейская правда» писали, что отсутствие совместного заявления говорит о глубоком кризисе в отношениях между странами. Тем не менее и президент Украины Петр Порошенко, и украинский министр иностранных дел Павел Климкин заявляют о том, что довольны результатами встречи.
Климкин отметил, что на саммите, помимо прочего, обсуждались квоты для украинских производителей и требования Европейского союза к украинским политикам отменить ограничения на экспорт некоторых видов сырья.
«И я сказал, что мы получили новые торговые преференции — это 54 новые позиции. Они существенные. Но как мы выбираем квоты? Пшеница — 100%, но, как вы думаете, обработанная продукция пшеницы — аж 3%, даже меньше. Молочные продукты — 15–20–25%. И, в конце концов, мы же не можем вывозить только подсолнечник и зерновые. Мы должны что-то экспортировать и создавать для украинцев реальные возможности и новые рабочие места. То, что мы будем делать в ассоциации, даст нам возможность делать важные вещи тут, и в результате европейцы должны покупать украинские сосиски, украинское печенье, а не пшеницу и подсолнечное масло», — пояснил он.
В интервью также затронули тему организации новых переговоров на высоком уровне в «нормандском формате». По словам украинского министра, сейчас обсуждается возможность проведения телефонного разговора.
«С точки зрения графика, я думаю, это будет через неделю. Как только будем иметь результаты телефонного разговора, будем планировать встречу, направленную на результат. Вы говорите про все эти визиты, кто-то про динамику, кто-то про результаты, но, на самом деле, когда политический сезон или почти политический сезон заканчивают столько очень серьезных политиков именно в Украине — это говорит, что российская агрессия в Украине и вопрос поддержки нашей страны — на самом первом месте», — сказал Климкин.
Он также напомнил о недавнем заявлении президента США Дональда Трампа, сделанное в Варшаве.
По словам Климкина, американский лидер также стоит на том, что «Россия должна прекратить дестабилизацию Украины». «И это касается, конечно, Донбасса, того, что Россия делает тут. «Минск» нужно выполнять, начиная, конечно, с безопасности», — пояснил Климкин.
Напомним, что российская сторона также настаивает на необходимости выполнения минских соглашений и отрицает обвинения Украины в их невыполнении.
Саммит Украина – ЕС проводится ежегодно начиная с 1997 года. Большинство из них проводились в Брюсселе и Киеве, но также проходили в Ялте, Париже, Вене, Копенгагене, Хельсинки и Гааге.