«Мы в Иране считаем, что [недавнее решение американского сената ввести санкции против иранских и российских организаций и граждан] противоречит решениям и обязательствам США, которые вытекают из международного права, и говорит о неправомерности вмешательства в дела других государств.
Необходимо создать механизм для того, чтобы региональные правительства предотвращали такие произвольные решения», — цитирует РИА «Новости» спикера иранского парламента Али Ардешира Лариджани.
Речь идет об ограничительных мерах против России и Ирана санкционного характера, которые были внесены в качестве поправки в законопроект по санкциям против Ирана. Этот законопроект, предполагающий введение новых ограничительных мер в отношении России, был принят в сенате, получив поддержу 98 законодателей. Только двое сенаторов проголосовали против принятия данного документа.
Однако в нижней палате конгресса США голосование по законопроекту провести не удалось, он был блокирован конгрессменами. В понедельник, 26 июня, Белый дом также заявил, что законопроект был принят с нарушением процедур.
Стоит отметить, что администрация Дональда Трампа демонстрирует достаточно враждебное отношение к Ирану и говорила о возможности пересмотра ядерной сделки с этой страной, которую осуществила администрация Барака Обамы. Согласно условиям этой сделки, США и ЕС обязались снять большинство санкций против Ирана в обмен на заморозку этим государством своей ядерной программы и ее постановку под контроль МАГАТЭ. США и Европейский союз брали на себя обязательство снять с Ирана наложенные на него экономические санкции (как коллективные, так и односторонние).
Санкционная политика стала тяжким бременем для экономики Ирана, которая потеряла из-за этого 50% своих нефтяных доходов.
Однако хотя глава Госдепа США Рекс Тиллерсон недавно признал, что Иран выполняет условия сделки, он также назвал Иран «мировым спонсором терроризма».
По мнению экспертов, США пытаются играть на противоречиях арабских стран и Ирана, чтобы создать напряженность в регионе. Обвинения Ирана в поддержке терроризма связаны прежде всего с поддержкой ливанского шиитского движения «Хезболла» в Сирии, где оно воюет на стороне Башара Асада, а также поддержкой повстанцев-хуситов в Йемене. В этой стране против хуситов воюет союзник США — Саудовская Аравия.
На противоречиях с Ираном завязано и новое противостояние США и его союзников с Катаром, который поддерживает отношения с Ираном.
Страны Залива во главе с Саудовской Аравией объявили бойкот Катару в связи с тем, что на сайте катарского агентства новостей появилось сообщение, где шейх страны Тамим бин Хамад аль-Тани якобы призвал выстраивать отношения с Ираном.
Позже катарские власти заявили, что сайт агентства был взломан. Однако участники бойкота считают, что Катар должен разорвать отношения с Ираном, если хочет «вернуться в семью».
Зимой этого года Трамп дал понять, что будет усиливать давление на Иран, расширив список персональных санкций против Тегерана. В него попали 13 человек, включая иностранных граждан, и 12 организаций. В минфине США было заявлено, что «эти шаги отражают намерение Соединенных Штатов усиливать санкции против Ирана в связи с его ракетной программой и дестабилизирующей активностью в регионе». Иран ответил зеркально и внес в свой список 15 американских компаний.
При этом, несмотря на жесткую риторику США, на прошедших в Иране в мае выборах избиратели вновь подтвердили мандат реформатора Хасана Роухани, который и заключал ядерное соглашение с США. Наблюдатели отмечают, что отмена санкций дала большие послабления иранской экономике и это даст возможности для долгожданного роста.