Британскую сторону представлял министр по выходу из Евросоюза (специально учрежденная для этого должность) Дэвид Дэвис. Главным переговорщиком от ЕС выступает Мишель Барнье — в 2004–2005 годах он занимал должность министра иностранных дел Франции.
Дэвис и Барнье утвердили график работы Лондона и Брюсселя для достижения согласия в вопросе выхода Великобритании из ЕС — двухстраничный документ, который содержит даты четырех ближайших раундов переговоров (17 июля, 28 августа, 18 сентября и 9 октября), а также постулирует регламент переговоров (пленарные заседания и так далее), круг участников и их открытость. Последний момент является особенно важным для обеих сторон.
Накануне переговоров в газете The Sunday Times вышла авторская колонка министра иностранных дел Великобритании Бориса Джонсона. «Мы намерены провести не мягкий или жесткий выход из Евросоюза, а открытый», — написал министр.
Уже после переговоров Барнье пообещал работать в интересах Великобритании, но не делать уступок. Дэвис в свою очередь заявил, что уже в следующий понедельник правительство Великобритании опубликует свои предложения о том, как обеспечить права граждан ЕС, проживающих в Великобритании, а также британцев, проживающих на континенте.
О том, что вопрос о статусе экспатов следует решить в первую очередь, Барнье говорил еще перед началом переговоров.
В мае ЕС выпустил два документа, разъясняющих позицию Европы по отношению к 50-й статье Лиссабонского договора, предусматривающей возможность выхода государства-члена из Евросоюза. В одном из документов были подробно описаны гарантии защиты, которые Европа готова обеспечить 3,5 млн граждан ЕС, проживающих в Великобритании, и 1,2 млн британцев, остающихся на континенте.
Предсказать, каким будет конечный проект выхода Великобритании из Евросоюза, сложно. Переговоры осложняются огромным количеством вопросов, которые требуется решить довольно быстро, так как выход запланирован на 29 мая 2019 года, а также своим беспрецедентным характером.
Премьер-министр Великобритании и лидер Консервативной партии Тереза Мэй не слишком удачно провела парламентские выборы. Тори потеряли парламентское большинство, хотя их план состоял в укреплении позиции консерваторов перед началом переговоров между Лондоном и Брюсселем о выходе Великобритании из ЕС. Тем не менее этот факт не должен создать лишних препятствий.
Консерваторы сформировали правящую коалицию с Демократической юнионистской партией (ДЮП) Северной Ирландии — единственной партией в нынешнем британском парламенте, которая также официально поддерживает Brexit. При этом между партиями есть противоречия в вопросах, например, социальной политики.
Лидер консерваторов во время всей предвыборной кампании настаивала на «жестком» выходе страны из Евросоюза.
В грубом изложении «жесткий» вариант, за который выступают консерваторы, означает для Великобритании отказ от доступа к единому рынку и Таможенному союзу. В этом случае Лондон будет строить отношения с бывшими европейскими партнерами по правилам Всемирной торговой организации (ВТО).
При «мягком» раскладе Великобритания больше не будет членом ЕС и потеряет свое место в Европейском совете, а также своих евродепутатов и еврокомиссара. Однако сохранит беспрепятственный доступ к единому европейскому рынку. Противники этого варианта уже нарекли его «фейковым».
Для Евросоюза предпочтителен «мягкий» Brexit. Брюссель настаивает на том, что доступ к рынку невозможен без соблюдения «четырех свобод ЕС»: беспрепятственного движения товаров, услуг, капитала и людей. Последний пункт является наиболее проблемным, ведь он открывает европейским гражданам доступ к работе и жизни в Великобритании — как раз против этого во многом выступали сторонники выхода Британии из ЕС.
В целом вопрос сохранения доступа Великобритании к единому европейскому рынку считается наиболее приоритетным — и британские, и мировые комментаторы соглашаются, что он является главным козырем в руках ЕС.
Профессор департамента мировой экономики ВШЭ Алексей Портанский считает, что прочие условия выхода Великобритании из ЕС будут зависеть от решения вопроса о доступе Лондона к единому европейскому рынку.
«Если Великобритания потеряет привилегированные условия для доступа к единому рынку ЕС, она понесет очень серьезный ущерб. Брюссель считает, что это возможно только в том случае, если сохраняется свобода перемещения, — говорит эксперт. — Отсюда уже можно будет решать статус институтов ЕС в Великобритании, их перемещение и так далее: банковских, брокерских, страховых.
Для Лондона потеря статуса мирового финансового центра очень чувствительна. Только в Лондоне под угрозой 100 тыс. рабочих мест. И в качестве ставки в переговорах этот момент сохраняется».
Кроме того, Великобритания может столкнуться с жесткой позицией по вопросу «платы» за выход страны из Евросоюза. Брюссель считает, что Лондон должен заплатить €55–75 млрд. Основную часть этой плавающей суммы составляют британские долгосрочные нереализованные обязательства, по которым было достигнуто согласие, еще когда Великобритания существовала как участник единого европейского проекта — ЕС требует уважать эти обязательства.
«В данном случае существует огромный разрыв между претензиями сторон касательно денежной компенсации. Лондон считает, что он должен заплатить максимум €10 млрд — это в несколько раз меньше требований Брюсселя», — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» Портанский.
Еще одной конфликтной точкой является вопрос юрисдикции Европейского суда, а точнее, будет ли она распространяться на Великобританию, например, если страна останется в едином европейском небе. Такой прецедент есть: Норвегия и Исландия входят в европейскую общую авиационную зону и на них распространяется юрисдикция Европейского суда, несмотря на то что эти страны не являются членами ЕС.
Открытым остается вопрос, покинет ли Великобритания регулирующие институты Евросоюза, устанавливающие стандарты и правила в самых различных сферах: от безопасности полетов над Европой до медикаментов, распространяемых на территории ЕС. Кроме того, неясно, какое участие Великобритания будет принимать в европейской единой международной политике.
По мнению Портанского, в худшем случае Лондон будет строить отношения с ЕС на условиях ВТО. «И это повлечет за собой разные торговые обязательства. Это сейчас они общие. Но тогда уже каждый будет взимать друг с друга свои таможенные пошлины», — говорит эксперт.
Согласно статье 50 Лиссабонского договора, соглашение об условиях выхода должно быть одобрено квалифицированным большинством: то есть решение должно быть принято 72% остающихся стран-членов, представляющих 65% населения ЕС. Кроме того, решение должно быть поддержано депутатами Европарламента.