«Если говорить о политической поддержке, это не нуждается в доказательствах. Это же публично делалось, открыто. А что касается оперативной поддержки, финансовой — у нас есть такие доказательства. И более того, некоторые из них мы даже представили нашим американским коллегам», — сказал в интервью Владимир Путин.
Американское телевидение начало показ четырехсерийного фильма «Интервью с Путиным», снятого прославленным американским режиссером Оливером Стоуном. В нем режиссер пытается представить зрителю свой взгляд на Путина как на политика, общественного деятеля и человека. Права на фильм куплены для показа в России, и он будет демонстрироваться на Первом канале 19 июня.
Как отметил Путин в интервью, сотрудники спецслужб не просто «оказывали техническую поддержку, перебрасывали там боевиков из одного места в другое».
«Реакция президента США была очень правильной, очень негативной. Он сказал: «Я с этим разберусь», — сказал Путин.
в отдельном репортаже
О том, что США оказывали определенную поддержку боевикам в Чечне, ранее рассказывал корреспонденту «Газете.Ru» один из высокопоставленных руководителей страны начала 2000-х годов.
Поддержка носила спорадический характер и заключалась в основном в технической и политической помощи: США осуществляли ее через дружественные исламские государства, такие как Саудовская Аравия, где существовали центры поддержки исламистских боевиков. В США в то время существовала и лоббистская организация «Американский комитет за мир в Чечне», в которую входили такие видные представители неоконсервативного крыла вашингтонского истеблишмента, как экс-директор ЦРУ Джеймс Вулси и бывший заместитель главы Пентагона Ричард Перл.
В то же время уровень этой поддержки стал снижаться, а затем и сошел на нет после событий 11 сентября, когда США и Россия стали союзниками в борьбе против терроризма.
Москва дала разрешение Вашингтону использовать свое воздушное пространство для переброски грузов в Афганистан, а также оказывала военную помощь «Северному альянсу», который вел борьбу с джихадистами в этой стране, что было на руку Белому дому.
Как отмечают многие эксперты, Путин, придя к власти в 2000 году, был настроен на сотрудничество с США. Он закрыл станцию слежения на Кубе, а также вывел российских военных из Вьетнама, где они использовали базу Камрань. Российский лидер также рассказывал, что говорил с президентом США Биллом Клинтоном о возможности вступления России в НАТО.
В то же время этот призрачный альянс России и США был ситуативным и сошел на нет, когда Белый дом начал кампанию в Ираке, которая в России была воспринята негативно. В то время российскую политику поддержали Франция и Германия, а страны Восточной Европы, такие как Польша, наоборот, поддержали Вашингтон.
Несмотря на хорошие личные отношения между президентами США Бушем и Путиным, именно в период руководства этой администрации США начали активно продвигать идею о включении в НАТО Грузии и Украины. Это воспринималось Москвой крайне негативно и способствовало значительному ухудшению отношений.
После прихода к власти президента России Дмитрия Медведева администрация нового президента США Барака Обамы провозгласила политику «перезагрузки» с Москвой. Благодаря ей были достигнуты определенные улучшения в российско-американских отношениях, а также сделаны определенные практические шаги навстречу друг другу. Белый дом способствовал инвестиционным программам и вступлению России в ВТО.
Переломным моментом стали военные действия на Украине и присоединение Крыма к России, что трактовалось в Вашингтоне как нарушение территориальной целостности суверенного государства.
Их улучшениям мешает и то, что правящая администрация Дональда Трампа находится под прессингом как республиканцев, так и демократов в связи с поиском «русского следа» в избирательной кампании 2016 года.
В то же время госсекретарь США Рекс Тиллерсон недавно заявил, что президент Трамп поручил ему налаживать отношения с Россией и что текущее расследование по поводу предполагаемых связей с Москвой не должно этому помешать.
«Президент дал мне четко понять: не позволяй тому, что происходит в политической сфере, препятствовать работе над улучшением отношений», — отметил госсекретарь США.
Встреча Путина и Трампа должна произойти в июле на саммите «большой двадцатки» в Германии. Стороны, как ожидается, будут обсуждать Сирию и Украину. Как ранее отметил обозреватель издания The Washington Post Джош Рогин, инициатива перезапуска диалога по Украине исходит от госсекретаря США Тиллерсона, который уже обсуждал ее с главой МИД России Сергеем Лавровым во время их встречи в начале мая.
Как пишет Рогин, американская сторона считает, что «благодаря новым обстоятельствам и персоналиям удастся достичь лучшего результата» по сравнению с аналогичными попытками предыдущей администрации летом прошлого года.