Двойной теракт произошел в ночь на 4 июня в Лондоне. Нападения были на Лондонском мосту и на рынке в районе Боро в районе 22.00 по местному времени. По данным полиции, белый микроавтобус, мчавшийся со скоростью около 80 км/ч, сначала совершил наезд на пешеходов на Лондонском мосту, затем, продолжив движение, доехал до рынка Боро (Borough Market). Там трое мужчин вышли из фургона и набросились с ножами на случайных прохожих.
Жертвами атаки стали семь человек, пострадали — почти пятьдесят.
Как позже сообщил Скотленд-Ярд, на мужчинах были муляжи поясов смертников. Подоспевшая на место происшествия полиция застрелила всех трех террористов. При этом, по некоторым данным, в ходе стрельбы ранение в голову получил один из прохожих.
Днем 4 июня Скотленд-Ярд сообщил о задержании 12 подозреваемых в причастности к теракту в Лондоне. По данным Sky News, подозреваемые в момент задержания находились в доме, где жил один из нападавших, ранее убитый полицией.
«Почерк» теракта — использование холодного оружия и грузовика — характерен для сторонников террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), однако представители ИГ до сих пор не взяли на себя ответственность за атаку.
Как отмечает SITE, утром в день теракта в телеграм-каналах сторонников «Исламского государства» распространяли брошюру-руководство «Убивать гражданских — приверженцев креста. Давить их на машинах».
Лондонская трагедия стала третьим терактом в Великобритании за последние два с половиной месяца.
22 мая на концерте Арианы Гранде в Манчестере произошел взрыв, унесший жизни 22 человек. Подрыв совершил смертник Салман Абеди, а ответственность за произошедшее взяло на себя ИГ. Двумя месяцами ранее, 22 марта, на Вестминстерском мосту в Лондоне террорист Халид Масуд направил машину на пешеходов, после чего у здания парламента убил полицейского. Жертвами этого теракта стали пять человек, более 40 были ранены.
Лейбористы догоняют консерваторов
Тем временем правящая Консервативная партия Великобритании из-за теракта на сутки приостановила свою кампанию. «Консервативная партия не будет проводить предвыборную кампанию на национальном уровне сегодня. Мы рассмотрим ситуацию завтра, когда появится больше информации о нападении», — сообщили в партии.
Считалось, что еще после теракта в Манчестере консерваторы — как сторонники «жесткого» сценария выхода Великобритании из Евросоюза — должны были укрепить свои позиции. Именно такой вариант Brexit предполагает ограничение гражданам Евросоюза свободного доступа к работе и жизни в Великобритании. Однако пока еще нет точной информации о том, кем являются лондонские террористы и их предполагаемые сообщники — гражданами Великобритании или мигрантами.
В ходе открытых дебатов с лидером Лейбористской партии Джереми Корбином в эфире телеканала Sky News, которые прошли на прошлой неделе, Тереза Мэй заявила, что страна сможет выйти из состава Европейского союза без заключения специального соглашения.
«Мы будем вести переговоры, чтобы заключить правильную сделку, но, как я уже говорила, плохая сделка — это уже не сделка. Мы должны быть готовы выйти [без соглашения]», — заявила премьер-министр.
В «жестком» варианте выход из ЕС также означает для Великобритании отказ от доступа к единому рынку и таможенному союзу. В этом случае Великобритания будет строить отношения с бывшими европейскими партнерами по правилам Всемирной торговой организации (ВТО).
При «мягком» раскладе, сторонниками которого являются лейбористы, Великобритания больше не будет членом ЕС и потеряет свое место в Европейском совете, а также своих евродепутатов и еврокомиссара. Однако сохранит беспрепятственный доступ к единому европейскому рынку.
Кроме того, вполне вероятно, что «мягкий» Brexit сохранит за Британией «четыре свободы ЕС» — беспрепятственное движение товаров, услуг, капитала и людей, а это означает, в свою очередь, и свободный доступ для европейских граждан к работе и жизни в Великобритании.
По данным последнего опроса, проведенного компанией Survation по заказу Mail on Sunday 3 июня, разрыв между консерваторами и лейбористами сейчас минимален — 40% против 39%. Другой опрос, проведенный YouGov по заказу The Sun of Sunday 1–2 июня, также показывает незначительное преимущество консерваторов — всего 4%.
Однако падение рейтинга Консервативной партии может быть и не связано с терактами в Манчестере и Лондоне, считает директор Центра европейской информации Николай Топорнин.
«Действительно, разрыв сократился. Еще две недели назад ничто не предвещало, что настроения избирателей резко поменяются. Проблема глубже. Не все в Великобритании поддерживают жесткий подход к выходу из ЕС. И риторика о жестком Brexit, похоже, перестает находить у людей отклик», — говорит эксперт.
Тем не менее собеседник «Газеты.Ru» считает, что шансы у консерваторов по-прежнему выше, чем у лейбористов. Эти колебания рейтингов скорее связаны со статистической погрешностью. Я считаю, что все, что в пределах 5%, — это все может быть погрешностью».
Также после лондонского теракта комментаторы стали называть точку зрения, что выборы могут перенести. Однако Мэй уже успела заверить британских граждан в том, что голосование пройдет по запланированному сценарию.
Топорнин считает это решение очевидным. «Если бы выборы перенесли, террористы одержали бы еще и политическую и символическую победу — заставили правительство Великобритании отменить выборы», — говорит эксперт.