Новый президент Франции Эммануэль Макрон приехал в Версаль на скромном минивэне «Рено» — отечественного производства. Без помпы. Вышел из авто и буднично пошел по красной дорожке внутрь дворца. После приезда французского лидера пришлось ждать российского еще минут двадцать.
Появлению Путина предшествовали шум толпы и рев моторов полицейских мотоциклов из президентского кортежа и двух вертолетов, один из которых завис над дворцовой площадью. Перед воротами какой-то мужчина на перекрестке у въезда во дворец отплясывал и махал руками — он был одет в черно-красную футболку с изображением лика Путина.
Российский президент въехал в Версаль, можно сказать, на черном коне — на лимузине «Мерседес» черного цвета с российскими номерами. Журналисты пристально следили, как будет организован процесс публичного рукопожатия. В конце прошлой недели во время встречи с Дональдом Трампом в Таормине Макрон назвал свое жесткое рукопожатие с Трампом «моментом истины». На фотографиях с этой встречи было видно, что они сильно сжали друг другу руки, аж суставы побелели.
в отдельном репортаже
Потом Макрон сказал журналистам, что таким образом он дал понять американцу, что «не пойдет на мелкие уступки, даже символические».
С Путиным рукопожатие получилось ничем не примечательным. Так показалось. Оба улыбались. Поднявшись на несколько ступенек ближе к дворцу, Путин обернулся и помахал рукой. Макрон тоже приостановился. Коллеги из французских телеканалов сразу прибавили пафоса в прямом эфире. Мелькали реплики вроде «срежиссированное шоу» и «артисты».
Как в море корабли
Это первая встреча Путина и Макрона. Ранее они общались только по телефону — 18 мая. С победой на выборах Путин поздравил Макрона лишь телеграммой.
По задумке, Путин ехал в Париж восстанавливать отношения, пришедшие в упадок в последнее время. Отчасти из-за санкций, которых Франция дисциплинированно придерживается. А отчасти из-за того, что предыдущий лидер Франсуа Олланд оказался политическим банкротом и отказался идти на второй срок. Вести с ним диалог Кремлю казалось не очень перспективным, тем более что по проблеме Крыма, Украины и Сирии у двух стран позиции разошлись диаметрально.
Как в море корабли — десантные «Мистрали», которые французы строили для России, но отказались передавать из-за санкций. Предпочли заплатить штраф, а сами корабли уплыли в Египет.
Но восстанавливать экономические связи Москве и Парижу придется не совсем с нуля. Товарооборот между странами растет. В прошлом году он составил $13,3 млрд (плюс 14%) по сравнению с 2015 годом. В первом квартале также заметный рост — почти на 24% ($3,3 млрд).
Хотя францкузы и поддержали санкции Евросоюза против России, тем не менее ни одна из примерно 500 французских компаний не ушла из России, говорили в Кремле накануне поездки. Это потом подтвердил и Владимир Путин.
Совместные проекты продолжаются. Франция инвестировала в Россию по итогам 2016 года около $13 млрд. Вклад России в экономику Франции — менее $3 млрд. Макрон в некотором смысле причастен к наращиванию совместных инвестиций между странами. До августа прошлого года он был сопредседателем Российско-французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК). С российской стороны сопредседателем совета является Максим Орешкин, глава Минэкономразвития.
В нынешнем составе правительства сопредседатель с французской стороны пока не назначен. Это не помешало двум профильным фондам — РФПИ и CDCI — подписать соглашение о сотрудничестве на $300 млн. Часть этих инвестиций начала осваивать компания «Арк Интернешнл». Еще один пример успешного сотрудничества, рассчитанного до 2030 года, — закупки компанией Engie природного газа у «Газпрома».
Французская Total совместно с российскими компаниями строит завод по сжижению природного газа «Ямал СПГ». Государственный комиссариат по атомной энергии и альтернативным источникам энергии пытается найти с «Росатомом» взаимовыгодные проекты в сфере альтернативной энергетики. На космодроме Куру во Французской Гвиане при поддержке «Роскосмоса» было совершено 11 пусков ракет в рамках совместной программы освоения космоса «Союз-СТ».
Разговоров на 300 лет
В политической и гуманитарной сферах взаимопонимания между странами меньше. Это доказала совместная пресс-конференция. Атмосфера пресс-конференции была горячее обычного. Не иначе повлиял на это дух средневекового замка. Микрофоны установили в Зале побед — фактически это полукилометровая картинная галерея высотой 10 метров со стеклянными потолками. Все стены были увешаны гигантскими картинами с баталиями, проходившими в XVII веке и ранее.
Первым взял слово хозяин встречи, он провел параллели между нынешним временем и эпохой Петра Первого. Выставка в Версале была приурочена как раз к 300-летию визита во Францию первого российского императора и налаживанию между двумя странами дипломатических отношений.
«Петр I удивил мир, он приехал во Францию за новыми технологиями, встречался здесь с учеными и вернулся в Россию с новыми идеями и даже эскизами. Он хотел быть ближе к Европе», — сказал президент Франции, добавив, что диалог между Францией и Россией не прерывался все это время.
«Мы обсудили все острые вопросы, и Украину, и Сирию», — рассказал Макрон журналистам. И повторил свою позицию по каждому из них. Ничего нового, впрочем, не сказал. Смысл его позиции по сирийской проблеме — демократическая передача власти, с сохранением стабильности. «Нельзя допустить, чтобы в результате передачи власти снова страдали мирные граждане», — сказал Макрон.
И обозначил красную линию, переход за которую он считает неприемлемым. Это использование химического оружия. Если это произойдет, то Франция ответит.
Решение украинского вопроса Макрон связывает с возобновлением работы «нормандского формата» — переговоров лидеров заинтересованных стран. Он выступает за то, чтобы ОБСЕ оценила текущую ситуацию, и каждая страна –
участница нормандской четверки уточнила свою позицию. Таким образом можно прийти к компромиссу, уверен Макрон.
По поводу двусторонних отношений России и Франции Макрон высказался вскользь. Но первым пунктом для снятия напряженности в двустороннем диалоге назвал проблему ЛБГТ-сообщества в Чечне и негативное отношение российских властей к неправительственным организациям.
Заключил свою речь самый молодой президент Франции призывом наращивать культурный обмен — дав ему новое название «Диалог Трианона». По названию версальского дворца — Большой Трианон, где проходила встреча. Есть еще Малый Трианон, и время покажет, каким будет культурный диалог двух стран, большим или малым.
Прессу, собравшуюся во дворце, тем временем интересовал не диалог культур, а проблема Сирии. Тема урегулирования конфликта звучала едва ли не в каждом вопросе. На втором месте в негласном рейтинге интереса прессы — влияние Москвы на итоги выборов во Франции.
Тут Макрон впервые показал характер. Отвечая на вопрос российских коллег о проблемах с допуском к пресс-конференциям своего предвыборного штаба, Макрон жестко отвечал: у СМИ не было никаких проблем, а вот у тех, кто вел себя как агенты влияния, проблемы действительно возникли. Макрон обозвал французскую редакцию RT и «Радио Sputnik» лжецами. Диалог двух стран начинается явно на высокой ноте.