Год назад Надежда Савченко вернулась на родину в ранге популярного политика Украины со значимым президентским рейтингом первого номера списка партии «Батькивщина», который ей уступила сама Юлия Тимошенко. После освобождения из российского заключения Савченко получила статус депутата Верховной рады Украины, постоянного члена парламентской делегации Украины в ПАСЕ, героя Украины и кавалера ордена «За мужество» II степени.
Накануне — 24 мая — в Верховной раде триумфально отчитывался о годе своей работы еще один «именинник» — генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. Доклад зачитывался на фоне беспрецедентной волны обысков и арестов высокопоставленных офицеров налоговой службы времен Януковича. Вопросов генпрокурору было много, и не всем удалось их задать. В числе «неуспевших» была и народный депутат Надежда Савченко. Позже она сформулировала свой вопрос публично на личной странице сети фейсбук.
Савченко вспомнила в своем вопросе вечер накануне расстрела «Небесной сотни» на Майдане в Киеве в 2014 году. Тогда она услышала со сцены слова «Хлопцы, держитесь! С утра будет оружие! Будет много оружия!».
«Я с ужасом обернулась, — написала Надежда Савченко, — и увидела на сцене Вас (Юрия Луценко. — «Газета.Ru») и услышала, что это говорили Вы».
Вопрос Савченко, зарегистрированный системой «Рада» под номером 35, звучал так: «Скажите, если вы знали, что будет кровопролитие на Майдане, почему вы его не остановили? Откуда вы знали, что будет оружие на Майдане, если не были причастны к его появлению? Винтовка Пашинского была в числе того самого оружия, про которое вы говорили со сцены? Может, скажете украинскому народу, куда и по чьему приказу она стреляла?»
Имелась в виду фотография народного депутата Сергея Пашинского, на которой один из его охранников несет снайперскую винтовку в день расстрела «Небесной сотни». До сих пор ни один суд не осудил ни одного из причастных к убийствам в феврале 2014 года в центре Киева, хотя есть часы видеозаписей, известно подразделение полиции — так называемая «Черная рота», — на счету которой больше всего убитых в тот день.
Вопрос генпрокурору хорошо иллюстрирует феномен Надежды Савченко. При абсолютном неприятии личности Савченко украинскими элитами и СМИ, ее просто не получается не замечать.
«Надежда Савченко «топчется» на самых болезненных вопросах украинской повестки дня, и поэтому ее невозможно игнорировать» — так по этому поводу высказался в разговоре с «Газетой.Ru» украинский политолог Константин Батозский.
За прошедший год Надежда Савченко смогла задать множество неудобных вопросов и поднять большое количество табуированных тем. Главная претензия к ней украинской власти, украинских СМИ и украинской политики относится к ее попытке выстроить собственные отношения с самопровозглашенными республиками Донбасса и их лидерами. Украина на официальном уровне не признает стороной переговоров ни Александра Захарченко (ДНР), ни Игоря Плотницкого (ЛНР). Государственные институты Украины игнорируют любые «органы власти ОРДЛО», и даже слова ДНР и ЛНР пишутся строго в кавычках с приставкой «так называемые». Все это упирается в жесткую позицию России, которая отказывается себя считать стороной конфликта.
На этом фоне Савченко смогла лично встретиться с Игорем Плотницким и Александром Захарченко в Минске, составить свой личный реестр военнопленных с обеих сторон, обнародовать личный план их обмена по формуле «всех на всех».
Согласно плану, заключенные в России украинские граждане должны меняться исключительно на заключенных на Украине военнопленных с российскими паспортами, а взятые на фронте и в тылу разнообразные задержанные с украинскими паспортами — друг на друга.
С этим планом в сопровождении «человека Медведчука» Владимира Рубана в феврале 2017 года Савченко лично побывала в Донецке и лично посетила колонию в Макеевке, где содержат украинских военнопленных солдат.
К завершению списка нарушенных табу нужно вспомнить и внезапный приезд Савченко в Москву для участия в суде над украинскими националистами Клыхом и Карпюком, осужденными судом города Грозного по довольно сомнительному обвинению в участии в чеченской войне 1994 года.
Надежда Савченко, которую год назад видели главой созданного при президенте Украины специального органа по освобождению пленных, отказалась от всех предложений украинской власти, покинула фракцию партии «Батькивщина» в парламенте, обнародовала свой личный план перезагрузки страны по примеру «золотого украинского XVII века», объявила о создании партии своего имени и в который раз в эти дни заявила о готовности «взять ответственность на себя за страну».
И тем не менее украинские политологи хором утверждают, что шансов на президентство у Савченко мало. «Нет — так коротко ответил на этот вопрос о перспективах президентства бывшей украинской Жанны д'Арк «Газете.Ru» украинский политолог Евгений Магда. — У нее обрушился рейтинг, нет партии, впереди только паразитирование на диаспоре».
Общее неприятие Савченко в украинских экспертных кругах объясняется эффектом обманутых ожиданий. «Это сродни неоправдавшимся эмоциональным инвестициям, — поясняет «Газете.Ru» украинский политолог Алексей Ковжун. — У всех с ней и ее освобождением была связана колоссальная эмоциональная сопричастность. Когда она вышла в ранге национального героя и пошла своим, по моему мнению, очень глупым путем, всех постигло слишком глубокое разочарование».
Надежду Савченко лишили мандата делегата ПАСЕ, неоднократно пытались лишить допуска к государственной тайне в комитете по национальной безопасности и обороне Верховной рады, который, кстати, возглавляет тот самый Сергей Пашинский, упомянутый в вопросе для Луценко. Героиню не лишили депутатского мандата только по той простой причине, что ее фракция так и не подала этот вопрос на рассмотрение Верховной рады.
«Батькивщина» вошла в парламент «на ленточке», на грани проходного барьера, и то, что она туда попала, — огромная заслуга именно первого номера — Савченко.
Источники «Газеты.Ru», близкие к «Батькивщине», утверждают, что Юлия Тимошенко не хочет лишать мандата Савченко, так как это серьезно подорвет легитимность ее и так небольшой фракции.
Попутно Надежде Савченко, по ее словам, мешают зарегистрировать собственную партию. На днях парламент проголосовал за отмену «закона Надежды Савченко», принятого в 2015 году по ее просьбе из российского заключения.
Закон позволил засчитывать время нахождения в СИЗО при определении срока заключения как день за два. Теперь эту норму уберут из УК.
Владимиру Рубану с февраля СБУ закрыла въезд на «оккупированную территорию» для возможной передачи украинских пленных. Статус «представителя Надежды Савченко» ему больше не светит.
Сама же Савченко чувствует себя по-прежнему довольно уверенно. «Я не согласна с формулировкой! — ответила она на вопрос «Газеты.Ru» о годовщине помилования. — Исполнился год, как я смогла переломить ситуацию в борьбе с Путиным и Порошенко! Получилось раз, получится и еще!»