Шеф «федералов», еще в январе получавший от Дональда Трампа лестные отзывы о работе, в ходе последней президентской гонки не раз попадал в неловкие ситуации. В частности, ему пришлось прекратить весьма спорное дело о нарушении Хиллари Клинтон правил служебной переписки на посту госсекретаря. Но в любом случае срок полномочий у Коми оканчивался только в 2023 году, и, казалось, он вполне мог сохранить свою должность. Однако новый президент США достаточно неожиданно принял решение о его отставке. Причем не просто снял его с должности, но и высказал в адрес возглавлявшего четыре года ФБР человека обвинения в некомпетентности. Вице-президент Майкл Пенс пошел еще дальше, заявив, что «Джеймс Коми утратил доверие американского народа».
Смена руководителей ключевых ведомств после смены хозяина Белого дома для американской политики вполне естественна. Новый президент США всегда приводит с собой новую команду. Однако со спецслужбами ситуация немного иная.
Так, директор ФБР по американским законам имеет право занимать свою должность 10 лет, а с разрешения сената — остаться на больший срок. Отец-основатель Федерального бюро Джон Эдгар Гувер и вовсе руководил им 35 лет. Часто шефы «федералов» уходили в отставку сами, но подобное увольнение — второй случай в истории США. Кстати, первым отстранил директора бюро демократ Билл Клинтон, заменивший Уильяма Сешнса на Луиса Фри. Тогда, в 1993 году, это было воспринято более спокойно. Вместе с тем и Билл Клинтон, и Дональд Трамп одинаково действовали в строгом соответствии с законодательством США.
Обоим американским лидерам был нужен на посту главы ФБР человек, с которым они смогут работать и которому они смогут доверять. Однако в американском политическом истеблишменте и СМИ действия Трампа сразу вызвали ассоциации с «уотергейтским скандалом», связанным с попытками администрации президента Ричарда Никсона в 1972–1974 годах замять дело об организации прослушивания штаб-квартиры Демократической партии США.
«Сделайте все, чтобы меня не прослушивали»
Принципы назначения директоров ФБР очень напоминают систему назначения председателей КГБ в СССР. Так, фактический создатель ФБР Гувер прошел всю карьерную лестницу в бюро, занимался оперативной и руководящей работой. Схожий опыт был и у первых руководителей предтечи ФСБ ВЧК-ГПУ — Дзержинского, Менжинского, Ягоды. Однако после ухода со сцены «отцов-основателей» на посты руководителей спецслужб стали приходить политические назначенцы. Уже преемник Гувера Луис Грей опыта работы в ФБР не имел, зато был человеком из команды Никсона, в чьих интересах достаточно неуклюже пытался замять «уотергейтское дело». Только двое директоров ФБР после Гувера имели опыт работы в бюро: Кларенс Келли, отдавший ФБР 15 лет, но на момент назначения там уже не служивший, и Луи Фри, пробывший на оперативной работе шесть лет, а затем перешедший на работу в судебную систему.
Зато все постоянные руководители бюро были так или иначе связаны с командой назначившего их президента и в большинстве своем имели опыт работы в адвокатуре, судах или министерстве юстиции.
Схожая ситуация была и в СССР. Если руководители советской госбезопасности при Сталине, за исключением партийного работника Ежова, имели определенный опыт работы в спецслужбах, то три известнейших руководителя КГБ, последовательно сменявшие друг друга, — Шелепин, Семичастный и Андропов были выходцами из ЦК КПСС. Их задачей было обеспечить полную лояльность системы госбезопасности партии. «Сделайте все, чтобы меня не подслушивали», — попросил Шелепина Хрущев, назначая его на эту должность. Какая прекрасная параллель с Луисом Греем!
В КГБ со времен Хрущева было принято направлять на руководящие должности хорошо проявивших себя партийных руководителей, зачастую сразу занимавших генеральские должности.
Именно так пришел на свой пост Владимир Крючков, 14 лет возглавлявший Первое Главное управление КГБ, а потом ставший его председателем. Кстати, его карьера вполне сопоставима с послужным списком большинства американских руководителей спецслужб в те же годы — бывший работник прокуратуры, дипломат, партийный работник. Впрочем, в ФБР «политические назначенцы» Белого дома приходят без своей команды, их заместители в основном профессионалы, имеющие большой опыт работы в бюро.
Новые времена — новые угрозы
С распадом СССР аналогия между ФБР и преемницей КГБ — ФСБ исчезла. Российскую спецслужбу стали возглавлять кадровые чекисты, а вскоре выходцы из бывшего КГБ начали занимать высшие государственные должности. Последнее было логично, президентом России стал Владимир Путин, комплектовавший свою команду бывшими коллегами. У американских лидеров такого ресурса нет. Для проведения реформ, связанных с изменением угроз безопасности страны, они вынуждены назначать на пост директора бюро нового для этой структуры, но лояльного им лично человека. Лучшим примером подобного назначения является предшественник Коми — Роберт Мюллер, руководивший ФБР 12 лет, дольше всех его директоров, кроме Гувера.
Мюллер получил свой пост за шесть дней до атаки на «башни-близнецы» и Пентагон. Профессиональный юрист и бывший работник прокуратуры, он быстро отреагировал на рост террористической угрозы.
К его заслугам можно отнести расширение полномочий бюро и его агентов, создание системы обмена информацией между многочисленными американскими спецслужбами на базе министерства безопасности, внедрение новых баз данных. Одновременно Мюллер начал и наступление на гражданские свободы, добиваясь права на получения более свободного доступа к личным данным американских граждан, сведениям об их переписке и интернет-активности. Будучи назначен президентом-республиканцем, он сохранил свой пост и при Обаме-демократе, который еще и добился от сената продления его полномочий. Впрочем, его преемником Барак Обама назначил Джеймса Коми, бывшего заместителя генерального прокурора США, на своем посту жестко выступавшего против некоторых инициатив Мюллера.
К моменту прихода Коми в ФБР основные реформы Мюллера завершились. Была сформирована система взаимодействия американских спецслужб и расширены их полномочия. Однако Мюллер и его коллеги постоянно подвергались обвинениям в нарушении гражданских свобод, в том числе и со стороны Джеймса Коми. Так что, последний, зарекомендовавший себя в ряде громких дел как принципиальный поборник неукоснительного исполнения законов, был для Обамы идеальной кандидатурой.
Назначением Коми администрация Обамы демонстрировала, что спецслужбы будут действовать в строгом соответствии с американским законодательством. Нового витка расширения полномочий в ущерб правам граждан не будет.
И действительно, даже требуя от компании Apple разблокировать айфон устроившего резню в Миннесоте террориста, Джеймс Коми действовал через суд и апеллировал к старинному, но действующему закону о помощи правосудию. Кроме того, он занял решительную позицию в деле Сноудена, заявив, что любые договоренности о сделке американской прокуратуры с беглым сотрудником Агентства национальной безопасности США невозможны. В то же время длительное расследование дела о нарушении правил служебной переписки бывшим госсекретарем США оказалось для Коми неподъемным. Говоря на языке российских правоохранителей, он закрыл расследование «за отсутствием состава преступления». Причем ряд СМИ связали это с давлением генерального прокурора США Лоретты Линч. Последнее несколько странно, так как детали его биографии показывают, что ранее Джеймс Коми постоянно демонстрировал крайнюю принципиальность.
Новый директор — новые задачи
Именно неспособность эффективно завершить расследование в отношении переписки Клинтон и стало официальной причиной отставки Джеймса Коми. Вместе с тем своей неожиданно проявившейся нерешительностью и вовлеченностью в политические процессы вокруг выборов бывший директор ФБР раздражал и отдавших ему этот пост демократов. Так, лидер их фракции в сенате Чак Шумер заявил о своем недоверии к Коми еще в 2016 году.
Едва ли соответствует действительности то, что Трамп избавился от Коми с целью сорвать расследование о своих связях с Россией, которое ведет ФБР. Даже если по аналогии с уже упоминавшимся «уотергейтским скандалом» будет сформирована специальная независимая комиссия, какие доказательства для смещения Трампа с его должности она сможет предоставить? Факты перевода из Кремля денег предвыборному штабу республиканцев? Записи переговоров Трампа и Путина? Письменное обязательство будущего американского лидера передать России Украину и распустить НАТО? Других доказательств, способных серьезно пошатнуть позиции американского лидера, не существует. Естественно, что Кремль предпочитал кандидатуру Трампа Клинтон.
Можно предположить и что российские спецслужбы вмешивались в избирательную кампанию. Вот только происходило это явно без согласования с избирательным штабом Дональда Трампа, а уж тем более без его одобрения.
Правда, и в ходе «уотергейстского скандала» доказательств непосредственного участия Никсона в организации прослушивания штаб-квартиры конкурирующей партии представлено не было. Никсон был вынужден покинуть пост президента США во многом из-за своего поведения в ходе расследования, в частности попыток ему воспрепятствовать в обход американского законодательства. Только Дональд Трамп не нарушает законы. И отставка Коми никак с пресловутым «российским следом» не связана.
Причина смены директора ФБР, с большой долей вероятности, кроется в желании Трампа без помех реализовывать свои планы по усилению борьбы с терроризмом и незаконной миграцией. Это предвыборная программа нового американского лидера, и он, при всей своей внешней непредсказуемости, демонстрирует готовность ее реализовывать.Трампу на посту директора ФБР нужен новый Мюллер — функционер, который начнет очередной этап реформ в ФБР, еще больше расширит ее полномочия, усилит слежку за потенциальными экстремистами и даст Дональду Трампу конкретные результаты — громкие победы над терроризмом. При этом достижения назначенца нового президента США станут заслугами Трампа.
Кстати, Роберт Мюллер уже пришелся ко двору новой администрации. Американский минюст назначил Роберта Мюллера на должность специального прокурора, который займется проверкой связи с Россией предвыборного штаба президента Дональда Трампа.
Сам президент уже заявил, что с нетерпением будет ожидать окончания расследования под руководством Мюллера. Оно докажет, что ни Трамп, ни представители его избирательного штаба в ходе кампании не имели «фактов сговора с иностранной организацией», подчеркнул президент.
18 мая президент США подтвердил журналистам, что наиболее вероятный кандидат на место Коми — Джо Либерман, бывший сенатор от штата Коннектикут и экс-глава сенатского комитета по внутренней безопасности. Либерман — убежденный консерватор, которого мало кто может заподозрить в нерешительности. Он до сих пор уверен, что правильно выступал за начало иракской кампании США, а также поддерживал Джона Маккейна в 2008 году, даже когда победа Барака Обамы на президентских выборах стала очевидна. Вероятно, именно этими качествами Либерман и привлек внимание Трампа.
Принципиальный поборник гражданских свобод Коми, в последние годы демонстрировавший нерешительность, исходя из этой логики, просто не мог оставаться на своем посту.
Даже если предположить, что он с упорством взялся бы за реализацию задач, поставленных Белым домом, часть его успехов связали бы с удачным назначением, сделанным Обамой. Этого Трампу не нужно. Ему нужен исполнитель из его собственной команды, который быстро найдет общий язык с руководством ФБР, традиционно не возражающим против очередного расширения полномочий. Более того, отставкой Коми в разгар дискуссии о влиянии Кремля на выборы Трамп продемонстрировал, что не придает ей особого значения и считает, что его оправданий в твиттере вполне достаточно. Тем более, смена директора ФБР никак не влияет на расследование.
Если сенат захочет создать собственную независимую комиссию, он ее все равно создаст и ФБР будет обязана с ней взаимодействовать. Возможно, «федералы» даже установят еще одного политика из команды Трампа, который обедал с российским послом. Только вряд ли этого будет достаточно, чтобы отправить в отставку 45-го президента США. Впрочем, после отставки Коми рейтинг Трампа резко пошел вниз. Согласно последнему опросу Reuters, рейтинг главы США упал до рекордно низкого уровня. Согласно этому опросу, деятельность Трампа на посту президента одобряют лишь 39% американцев.