Эммануэль Макрон вступил в должность президента Пятой республики на церемонии инаугурации в Елисейском дворце в Париже. Франсуа Олланд передал новому главе государства коды доступа от запуска ядерных ракет.
Франция развернулась от устоявшихся традиций, когда к власти поочередно приходят то голлисты (партия «Республиканцы»), то социалисты. Эммануэль Макрон стал своего рода ответом на запрос со стороны общества на обновление и морализацию политической системы страны.
Его движение «Вперед!», созданное лишь в апреле 2016 года, стало вызовом традиционным институтам политических партий Франции, а сама президентская кампания вскрыла серьезный институциональный кризис партийной системы страны.
И теперь молодому Макрону — ему всего 39 лет — предстоит реализовать серьезную политическую программу, которую он заявил в преддверии выборов.
Вместе с тем победа Макрона на президентских выборах пока не дает аналитикам оснований утверждать, что ему удастся осуществить все амбициозные планы. Президенту предстоит бороться с коррупцией, решать проблемы с совмещением депутатских мандатов, отвечать на террористические угрозы, а также минимизировать остроту противоречий внутри французского общества, вызванную миграционным кризисом.
Неопределенное большинство
Основой для эффективной работы президента во французской политической системе остается опора на большинство в парламенте. И здесь возникает главная проблема для новоизбранного президента: французы традиционно привыкли поддерживать либо социалистов, либо голлистов. Именно поэтому Макрон занимал центристские позиции, заигрывая и с правыми, и с левыми.
Однако специфика парламентских выборов будет существенно отличаться от закончившихся президентских. Избиратели во многом отдали предпочтение Макрону из-за его относительно незапятнанной репутации на фоне конкурентов. Так, республиканец Франсуа Фийон был скомпрометирован коррупционным скандалом из-за его жены Пенелопы, а социалисты переживают не лучшие времена, которые усугубились провальным президентским сроком Олланда.
По словам Юрия Рубинского, руководителя Центра французских исследований Института Европы РАН, избирательная кампания в Национальное собрание Франции начнется буквально сразу, как только Макрон официально вступит в должность, и первое, чего будут ожидать наблюдатели, это назначение премьер-министра.
«Самое главное здесь — это личность премьера. Он всегда назначается до парламентских выборов, и при этом неизвестно, с каким парламентским большинством ему потом работать и сможет ли он на него опереться», — рассказал Рубинский «Газете.Ru».
Также неизвестно, кто именно возглавит новое французское правительство. Некоторые источники французской прессы сообщают, что «Республиканцы» настаивают, чтобы премьер-министром был назначен именно представитель этой партии. В случае если партия Макрона не наберет необходимого большинства, такое назначение выглядит логично и позволит новому президенту опереться на поддержку со стороны правых.
Ранее французские СМИ сообщали, что на пост главы правительства может вернуться Ален Жюппе, проигравший на внутрипартийных праймериз Франсуа Фийону. Однако сам Жюппе достаточно резко эти сведения опроверг.
«Способность некоторых СМИ изобретать и врать не имеет границ. Очевидно, что нет никакого договора Жюппе — Макрона», — написал политик в своем твиттере.
Также очевидно, что после поражения на выборах из большой политики уйдет и сам Фийон. Интрига в вопросе нового главы кабинета министров Франции сохраняется до последнего дня. По словам Рубинского, назначение произойдет 15 мая, на следующий день после инаугурации.
В то же время Макрон будет стремиться обеспечить электоральную поддержку своей партии на предстоящих в июне выборах. С этой целью он вышел 8 мая из состава движения «Вперед!», а само движение трансформировалось в политическую партию «Вперед, республика!»
Несмотря на присутствующее в названии слово «республика», которое традиционно используется во Франции для обозначения политиков правого толка, Макрон не отказывается и от левоцентристских идей.
Повсюду оппозиция
11 мая «Вперед, республика!» опубликовало список кандидатов в депутаты Национального собрания. В нем отображены все основные требования, которые предъявлялись к Макрону: омоложение и обновление политической элиты. Половина из этих лиц представляют собой гражданских активистов, которые, по сути, являются новичками для политического пространства Франции. Четко соблюдается паритет между мужчинами и женщинами — их в перечне поровну.
Всего в списке 429 фамилий, 147 из них все еще находятся в процессе утверждения.
Вместе с тем аналитики The Washington Post отмечают, что большая часть из 66% избирателей, которые поддержали Макрона во втором туре, очевидно, сделали это не из соображений поддержки именно его кандидатуры, а в пику Марин Ле Пен, которой не удалось избавиться от националистического ареала прошлого партии «Национальный фронт».
«Если Макрон не наберет правительственного большинства в 577-местной Национальной ассамблее, ему придется вступить в соглашение с оппозиционными партиями, которые могут существенно корректировать его повестку. И следующие пять лет политической стагнации смогут привести к более масштабному по поддержке возвращению Ле Пен на следующих выборах в 2022 году», — говорится в статье The Washington Post.
В то же время Юрий Рубинский в беседе с «Газетой.Ru» сказал, что на данном этапе прогнозировать, удастся ли президенту провести в парламент абсолютное или хотя бы относительное большинство, преждевременно.
«Главное, что, если президентская партия получит только относительное большинство, ей придется торговаться с теми, кто сохранит собственные фракции. И здесь главная интрига — позиция республиканцев.
Их прежний кандидат Фийон уходит из политической жизни, а остальные разделились. При такой системе «политического сожительства» республиканцы планируют влиять на президента и продвигать свою собственную повестку», — подчеркнул эксперт.
Вместе с тем эксперт полагает, что Социалистическая партия, скорее всего, выступит слабо, поскольку в настоящий момент «этой партии фактически не существует».
С другой стороны, партии Макрона противостоят две несистемные партии, которые представляют собой жестко оппозиционные политические образования. Слева — «Франция непокоренная» Жан-Люка Меланшона, который планирует создать фракцию в парламенте, автономную что от социалистов, что от коммунистов. Справа — «Национальный фронт» Марин Ле Пен, хотя пока неизвестно, будет ли сама Ле Пен участвовать в выборах. В настоящий момент она является депутатом Европарламента, а сочетать два депутатских мандата нельзя по закону.
Бороться за электорат этих партий Макрону сложно. Вместе с тем если Ле Пен и Меланшону удастся провести такие же относительно успешные политические кампании, то они смогут претендовать на создание небольших, но значимых фракций.
Однако эксперты считают, что шансы «Национального фронта» невелики.
«Вряд ли «Национальный фронт» получит больше десяти депутатов, хотя партия сможет создать парламентскую группу, чего не было уже 30 лет. Их позиция в любом случае будет слабее, чем на президентских выборах. Не исключено, что «Национальный фронт» достиг своего пика», — говорил ранее «Газете.Ru» Арно Дюбьен, директор франко-российского аналитического центра «Обсерво».