Согласно данным опроса агентства Ipsos, проведенного по заказу крупнейших французских СМИ, за Эммануэля Макрона на прошедших 7 мая президентских выборах высказалось от 65 до 66,1% отдавших свои голоса на выборах. Результат Марин Ле Пен, соответственно, составляет в районе 34%. Официальные данные на 22.00 московского времени отличались не сильно: 60/40% при подсчитанных 80%. Это делает 39-летнего центриста новым президентом Франции — 25-м за всю историю и восьмым со времени основания Пятой республики. Макрон также станет самым молодым главой государства c начала ХХ века.
Свои поздравления победителю уже направили многие французские политики, включая действующего президента Франсуа Олланда и двух премьер-министров его правительства — Мануэля Вальса и Бернара Казнева. Из международных лидеров первыми к новому коллеге обратились премьеры Италии и Великобритании Маттео Ренци и Тереза Мэй.
Наблюдатели заранее признали выборы историческими, поскольку они закрепляют слом старой политической системы Франции. Кандидаты двух крупнейших партий — социалистов и республиканцев — потерпели поражение, что неминуемо отразится на предстоящих через шесть недель выборах в Национальную ассамблею.
Предстоящая кампания станет своеобразным третьим туром для Макрона — чтобы получить свободу действий и не стать номинальным президентом, вынужденным постоянно искать компромисс с оппозиционным парламентом, политик должен привести свое созданное всего год назад движение «Вперед!» к победе на выборах.
С одной стороны, это вполне возможно, поскольку большая часть электората партии социалистов, вероятно, практически полностью перейдет к нему, и он может воспользоваться своей новой ролью президента, чтобы получить еще больше поддержки. С другой — перестройка политической системы может привести к непредсказуемым результатам. Марин Ле Пен в своей речи вечером дня выборов заявила, что ее «Народному фронту» предстоит обновление. Сами республиканцы также планируют взять реванш на выборах.
С другого фланга большинству Макрона будут угрожать крайне левые, считающие нового президента «глобалистом» и «ставленником мирового капитала». Такие настроения распространены среди внушительного числа французов. В первом туре они проголосовали за Жан-Люка Меланшона (он набрал 19%), а во втором либо просто не пришли — явка стала самой низкой с 1969 года и составила менее 75%, либо опустили пустой бюллетень — таких около 9%, что тоже рекорд.
Исторический результат этих выборов заключается также и в том, что лидер националистической партии, многие из членов которой известны расистскими высказываниями, получила осознанную поддержку трети населения.
В 2002 году ее отец и предшественник на посту лидера «Народного фронта» Жан-Мари Ле Пен был разбит во втором туре выборов, набрав чуть больше 16%. Тогда французы приходили в ужас при мысли, что их может возглавить политик крайне правых взглядов.
За прошедшие 15 лет ситуация с некоренным французским населением, безопасностью, терроризмом осложнилась, а отношение к институтам единой Европы все глубже разъединяет общество.
Важность новых тенденций признал сам новый президент, выступая перед сторонниками на митинге у стен Лувра. Макрон поблагодарил голосовавших и поддержавших его и заверил, что будет «биться со всей своей силой против раскола, ограничивающего и побеждающего нас».
«Давайте любить Францию с этого вечера и все ближайшее пять лет, — закончил свою речь избранный глава государства. — Смиренно, преданно и решительно я буду служить ей от вашего имени. Слава Республике. Слава Франции».
По мнению личного советника бывшего президента Пятой республики Николя Саркози, эксперта Международного дискуссионного клуба «Валдай», профессора экономики Университета Ниццы — Софии Антиполис Ивана Бло, в поражении Ле Пен должна винить саму себя. «По моему ощущению, госпожа Ле Пен провалилась в больших дебатах с Макроном, — рассказывает Бло «Газете.Ru». — Ее поведение было неприятным, очень агрессивным. Это было совсем не обязательно. Не знаю, сколько именно, но довольно много голосов она потеряла на этом».
По мнению эксперта, новому президенту удастся получить большинство в парламенте: «Такова французская традиция».
«Так что для нас, французов, ничего по-настоящему не поменялось, — резюмирует Бло. — У власти социалист, хотя и не такой же, как раньше. У нового президента не будет серьезной оппозиции в парламенте, как было в случае с Олландом. А значит, некоторые реформы можно будет провести. Вероятно, это будет связано с движением экономики в правую сторону — Макрон хорошо понимает эту необходимость, и тут я настроен оптимистично».
С экспертом соглашаются и рынки. Новость о победе Макрона вызвала стремительный курс евро — он достиг отметки в 1,10 доллара, что отражает общий оптимизм в отношении будущего единой Европы.