Кандидат в президенты Франции, лидер движения «Вперед!» Эммануэль Макрон выиграл заключительные теледебаты у лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен, которые прошли в ночь на 4 мая. Как следует из результатов опроса, который проводил параллельно с ходом дискуссии телеканал BFM TV, выступление Макрона показалось более убедительным 63% телезрителей, тогда как Ле Пен поддержали 34% опрошенных.
Примерно в такой же пропорции разделились голоса зрителей при ответе на вопрос «Чей политический проект вам ближе?», 64% решили, что у лидера движения «Вперед!» он лучше, чем у кандидата от националистов.
Схожим образом распределились голоса тех, кто в первом туре выборов поддержал других фаворитов президентской гонки. Так, 66% сторонников леворадикала Жан-Люка Меланшона заявили, что им ближе Макрон, чем Ле Пен. 58% тех, кто в первом туре поддержал экс-премьера Франции Франсуа Фийона, представителя партии «Республиканцы», отметили, что им также ближе кандидат-центрист.
в отдельном репортаже
В опросе приняли участие порядка 2 тыс. человек в возрасте старше 18 лет.
Дискуссия между двумя претендентами на пост президента продолжалась более двух часов, в ходе спора они затронули проблемы международного терроризма, экономики и перспектив единой Европы.
Ле Пен выбрала для дебатов жесткий, атакующий стиль — естественный для лидера националистов, — стараясь продемонстрировать, что у противника нет способа эффективно разрешить тот или иной наболевший вопрос.
Макрон, в свою очередь, использовал свои сильные стороны: умение говорить красиво и очаровать публику, не говоря слишком много по существу. Многие французские эксперты объясняют успехи Макрона именно тем, что политик, отказываясь называть себя левым или правым, использует популистские подходы, пытаясь подстроиться под актуальный общественный запрос.
Ле Пен старалась сыграть на ключевой для националистов теме противодействия террористической идеологии и радикальному исламу.
«Такие два важнейших аспекта, как безопасность и терроризм, вовсе не нашли отражения в вашей программе», — заявила лидер «Национального фронта». В ответ Макрон стремился не оправдываться, а показывать в невыгодном для Ле Пен свете ее же собственную программу.
«Меры, которые вы предлагаете, приведут к еще большей радикализации исламских фундаменталистов», — говорил Макрон.
«Закрытие мечетей, популярных у экстремистов, и высылка наиболее радикальных исламистов сыграют на руку террористам и дадут им повод к гражданской войне», — добавил политик.
Ле Пен также напомнила своему политическому противнику, что в его поддержку последовательно выступает федерация мусульман «Союз мусульманских организаций Франции», одно из крупнейших французских общественных объединений людей, исповедующих ислам. «Это очень спорная структура, основатели которых в 1980-х годах были близки к экстремистам из «Братьев-мусульман» (организация запрещена в России) и представители которых неоднократно обвинялись в том, что в своих речах произносили антисемитские лозунги или разжигали гомофобию», — сказала Ле Пен.
Макрон, в свою очередь, пообещал запретить все политические и общественные объединения людей, разжигающие ненависть. «Если «Союз мусульманских организаций» будет заниматься деятельностью, которая запрещена законами Пятой республики, я его запрещу», — спокойно сказал Макрон.
Ле Пен не обошла стороной и свои предложения о референдуме по вопросам дальнейшего нахождения Франции в составе Евросоюза и восстановления национальной французской валюты — франка. По словам лидера националистов, в случае ее прихода к власти она даст банкам и крупным корпорациям возможность выбирать, в какой валюте осуществлять расчеты — в евро или франках.
Макрон, будучи опытным экономистом, назвал эту идею нонсенсом. «Какая-нибудь крупная корпорация будет осуществлять какие-то операции в евро, а, скажем, зарплату сотрудникам перечислять во франках, вы это так себе представляете?» — спросил он.
Лидер движения «Вперед!» назвал оппонентку «верховной жрицей страха», подчеркнув, что отказ от евро будет «фатальным» решением для Франции.
Глава «Национального фронта» в ходе дебатов сделала и реверанс в сторону России.
«У нас нет никаких причин вести «холодную войну» с Россией, но есть все причины строить с ней дипломатические, торговые, стратегические отношения, потому что это великая нация», — сказала Ле Пен.
Макрон на это ответил: «Я не допущу, чтобы мои действия диктовал господин Путин». Политик намекал на недавний визит Ле Пен в Москву, где она встречалась с российским президентом. Тем не менее лидер движения «Вперед!» признал, что без России конфликтов в Европе не решить.
Ле Пен также попыталась обвинить кандидата от «Вперед!» в том, что тот лоббировал интересы своих друзей и бывших бизнес-партнеров в ряде сделок по покупке французских предприятий, когда занимал пост министра экономики.
По словам Ле Пен, Макрон способствовал тому, что один из крупных французских сотовых операторов SFR был продан с подачи политика компании BFM, которую возглавляет близкий друг Макрона.
В ответ создатель «Вперед!» заявил, что в момент этой сделки он еще не занимал министерский пост. Формально он прав: назначение на министерскую должность Макрона произошло 26 августа 2014 года, а сделка по продаже SFR была закрыта 4 августа. «Вы плохо изучили фактическую сторону вопроса», — сказал Макрон.
Между тем, ловко парируя выпады своего политического противника, Макрон практически не высказал каких-либо своих собственных предложений по решению наболевших для Франции проблем. Тем не менее большинство зрителей решили, что в дискуссии одержал верх именно он.
Второй тур выборов президента Франции пройдет 7 мая. Согласно опросу общественного мнения, который завершился сразу перед дебатами, в ходе голосования независимый кандидат получит 58% голосов, а лидер националистов — 41%. При этом ее рейтинг возрос, так как сразу после первого тура аналитики и эксперты предрекали, что она наберет немногим более 30%.
В первом туре выборов победу также одержал Макрон, получив более 23% голосов. Впрочем, его перевес был очень небольшим: Ле Пен заручилась поддержкой более 21% французов. Третьим в гонке кандидатов в президенты стал Франсуа Фийон, за которого проголосовали чуть менее 20%. А четвертым неожиданно для многих оказался леворадикальный кандидат от движения «Франция непокорная» Жан-Люк Меланшон. За него отдали голоса чуть более 19% избирателей.
Именно за голоса сторонников республиканца Фийона и левака Меланшона и будет вестись борьба во втором туре выборов.
При этом Ле Пен сможет рассчитывать и на поддержку электората других евроскептиков — Николя Дюпон-Эньяна (его она уже назвала своим потенциальным премьер-министром) и Франсуа Ассино. Однако эта аудитория не слишком многочисленна. Суммарно те, кто поддерживает этих политиков, могут дать лидеру «Национального фронта» чуть более 5%.
Выборы во Франции показали также и четкое разделение симпатий в обществе по территориальному признаку. Согласно «карте настроений», которую недавно опубликовало местное МВД, большинство восточных, северо-восточных и юго-восточных регионов страны, а также Корсика поддерживают именно националистов. Жители западных, северо-западных и юго-западных регионов, напротив, в большинстве своем предпочитают в качестве президента Макрона. Заморский департамент (Новая Каледония, Гвиана и так далее) в первом туре проголосовал в основном за других кандидатов, и кому они отдадут свои симпатии 7 мая, пока неясно.