Московский визит Меркель важен как для германского, так и для российского лидеров. Для Меркель это возможность продемонстрировать, что она имеет влияние на Россию, которую в ЕС считают главным возмутителем политического спокойствия. Для российского президента, в свою очередь, переговоры дают возможность донести свое видение процессов в регионе до одного из главных, если не главного лидера Евросоюза.
Российский лидер публично пригласил Меркель приехать в Россию еще в марте, во время столичного визита главы МИДа Зигмара Габриэля. «Мы ждем с визитом госпожу федерального канцлера, прошу передать ей самые лучшие пожелания», — сказал Путин. Однако очевидно, что встреча российского и германского лидеров легкой не будет, учитывая обилие политических противоречий.
Конфликт на востоке Украины является главным камнем преткновения между Германией и Россией. Берлин не раз призывал Москву повлиять на самопровозглашенные ЛНР и ДНР, чтобы те пошли навстречу Киеву в минском переговорном процессе, целью которого является прекращение огня. Российское руководство между тем подчеркивает: самопровозглашенные республики Донбасса являются самостоятельными игроками на переговорах, Москва не определяет их позицию, а Берлину лучше сосредоточиться на том, чтобы убедить пойти на уступки как раз Киев.
В Германии пока полны решимости продолжать минский процесс и выработать «дорожную карту» действий, которую предлагал согласовать прежний глава германского МИДа Франк Вальтер Штайнмайер. В Москве также хотят стабилизации ситуации, но скептически относятся к готовности украинского президента Петра Порошенко выполнять условия минских соглашений, которые он сам подписал в 2015 году.
Сохранять статус-кво на Украине становится все труднее. Киев не раз говорил, что минский процесс не работает, а ВС Украины готовы перейти к силовым действиям против ополченцев на востоке.
Для имиджа Меркель важно добиться хотя бы видимости прогресса на востоке Украины: Германия — ключевой игрок «нормандского формата» (вместе с Россией, Францией и Украиной), призванного для ускорения минских переговоров по Донбассу.
Однако сделать это будет тяжело, отмечает заведующий сектором стратегических оценок Института мировой экономики и международных отношений Сергей Уткин. Как заявил он «Газете.Ru», «пока не складывалось впечатления, что основные заинтересованные стороны к этому готовы».
В свою очередь директор Центра германских исследований РАН Владислав Белов считает, что Меркель постарается сделать все возможное, чтобы найти выход из ситуации на Украине, так как минский процесс «ее детище». «Она движима стремлением не наказать Путина, а искать компромиссы», — рассказал эксперт.
В проблеме Украины есть и экономическая составляющая. Она связана с идей российской стороны начать строительство газопровода «Северный поток – 2», который может лишить Украину роли в транзите российского газа. Согласно проекту, газ пройдет по дну моря непосредственно в Германию. Однако политический контекст существенно замедляет реализацию, несмотря на то что схема финансирования проекта уже согласована.
Кроме Украины еще одним трудным моментом в переговорах Германии и России будет вопрос Сирии. Здесь позиции стран расходятся гораздо сильнее.
«Меркель убеждена, что президент Сирии Башар Асад не просто диктатор, а преступник, убивающий детей и женщин, и негативное отношение распространяется на Путина, который поддерживает Асада», — говорит Белов. Учитывая, что встреча происходит за два месяца до саммита «большой двадцатки» в Гамбурге, где хозяйкой будет Меркель, необходим какой-то прогресс по сирийскому урегулированию, указывает эксперт.
Главный раздражитель между Москвой и Берлином в Сирии — химическая атака в провинции Идлиб. Германия солидаризировалась с США, возложив на Россию моральную ответственность за трагедию, в которой погибли более 80 человек.
4 апреля по деревне Хан-Шейхун был нанесен удар снарядами с зарином. Несмотря на опровержение со стороны Дамаска и отсутствие международного расследования, большинство западных стран уверено: бомбы с запрещенными химическими веществами использовала авиация Башара Асада, который пользуется покровительством Москвы.
Тяжелая дружба
Близость Германии с США — одна из главных сложностей в переговорах с Меркель, считает доцент кафедры политической истории МГИМО Кирилл Коктыш. «То, что Берлин в своей политике четко ориентируется на США, — это данность уже многих лет. Поэтому это даже нельзя назвать негативным фактором на переговорах. Москва это учитывает всегда», — считает собеседник «Газеты.Ru».
По его мнению, США имеют немало возможностей контролировать Берлин, в том числе потому, что на территории Германии находятся около 70 тысяч американских военнослужащих. Американский вектор Берлина не меняется вне зависимости от того, кто занимает президентское кресло в США. Во время президентства Барака Обамы, например, американо-германские связи подкреплялись хорошим личным контактом между ним и Меркель — однако это не мешало американским спецслужбам продолжать широкую программу компьютерной слежки и телефонной прослушки правительственных зданий в Германии.
Об этом стало известно в 2013 году, когда бывший агент АНБ Эдвард Сноуден обнародовал секретные данные о масштабах киберопераций США за рубежом. В марте на WikiLeaks были опубликованы новые утечки конфиденциальных документов, в которых говорилось о бункере ЦРУ.
Скандалы, связанные с американским присутствием, не раз вызвали суровые заявления со стороны Меркель. Тем не менее на сути отношений между Вашингтоном и Берлином это не сказывалось.
Последний европейский визит американского президента Барака Обамы прошел именно в Германии. Американский лидер сердечно попрощался с Меркель и с трибуны в Берлине выступил с финальным обращением ко всей Европе. Накануне в газете Wirtschaftswoche вышла его статья в соавторстве с той же Меркель.
Сегодня, когда США возглавляет Дональд Трамп, личный контакт между руководством Америки и Германии оказался потерян. Это стало очевидным во время двусторонней встречи канцлера Германии и Трампа, которая состоялась в марте. По данным западных СМИ, германская делегация была неприятно удивлена тем, насколько Трамп был несведущ в европейской тематике.
Американский президент десять раз переспрашивал Меркель, никак не веря в то, что США не могут заключить отдельное торговое соглашение с Германией. Только когда канцлер одиннадцатый раз объяснила, что такие документы заключаются только на уровне Евросоюза и с Евросоюзом, американский лидер понял этот принцип. Кроме того, в ходе одного из протокольных мероприятий Трамп не пожал Меркель руку, причем настолько очевидно, что это вызвало комический эффект.
В ходе тех же переговоров Трамп также крайне настойчиво требовал от делегации Германии увеличить расходы на военные программы НАТО до 2% ВВП. Берлин без энтузиазма относится к этой идее.
Вероятно, жесткая тактика Трампа была вызвана в том числе пренебрежительными комментариями, которые позволили себе в его адрес ряд политиков Германии в прошлом году, в ходе американской предвыборной гонки.
«Трамп давил на Меркель, такой у него подход, — рассуждает Коктыш. — США выгодно, чтобы Германия финансировала НАТО в большем объеме. Также США выгодно, если Европа будет оставаться разделенной и слабой после выхода из ее состава Великобритании, а ось Вашингтон – Лондон будет, наоборот, укрепляться». Впрочем, эксперт добавил, что нынешняя администрация США может изменить позицию, но пока Вашингтон предпочитает следовать политической инерции.
Лондон между тем считается одним из главных сторонников продолжения санкционного режима против России. 11 апреля, в преддверии переговоров G7 в Италии, глава МИД Великобритании Борис Джонсон заявил, что Лондон и Вашингтон рассматривают новые возможности для антироссийских санкций — как ответную меру на сирийскую химатаку. По данным британской The Independent, Германия и ЕС были не в восторге, но принципиально возражать не стали. Впрочем, условием для обсуждения новых санкций Берлин назвал проведение международного расследования зариновой атаки на Хан-Шейхун.
По данным Австрийского института экономических исследований WIFO, между тем уже введенные экономические санкции против России стоили Германии 6 млрд евро, а всему ЕС — 17,6 млрд евро.
Химические отношения
В апрельском интервью агентству The Associated Press Дональд Трамп заявил: «Это забавно, но лучшая личная химия у меня сложилась с Меркель». Тем не менее в Европе есть понимание, что американские подходы к Берлину сохранились со сменой американской администрации.
Этим вполне может воспользоваться Россия, которая в данный момент ищет новые возможности для выстраивания новых отношений с Европой и США, уверен Коктыш. Впрочем, для этого нужно заручиться пониманием Меркель.
Владислав Белов отмечает, что канцлер Германии является определяющим политическим тяжеловесом среди лидеров ЕС, после того как начался выход из Евросоюза Великобритании под руководством премьера Терезы Мэй.
Это дает Меркель серьезные козыри на переговорах с Россией, тем более что США сейчас не уделяют много внимания Украине и заняты другими проблемами.
В таком же выжидательном положении находится и Германия, и другие страны ЕС. Во время недавних встреч с европейскими парламентариями многие из них в беседах с «Газетой.Ru» утверждали, что пока не знают, чего ждать от Трампа. «Трамп некомфортный человек для всех, но он американский президент», — говорит Белов.
Не исключено, что Путин будет интересоваться мнением Меркель о ее оценке Трампа, с которым ему еще предстоит встреча. Белов отмечает, что хотя между Путиным и Меркель «нет больших симпатий, но есть взаимное уважение».
Знание Путиным немецкого языка также несет свои плюсы даже в разговоре через переводчика: «Он слышит разговор два раза, и всегда есть возможность оценить качество перевода», — говорит эксперт.