Парламент Черногории ратифицировал закон о вступлении в НАТО. За такое решение проголосовали 46 из 81 депутата. Перед началом голосования в скупщине выступил премьер-министр страны Душко Маркович с заявлением о необходимости вступления в Североатлантический альянс.
«Членство Черногории в Североатлантическом альянсе станет долгосрочной гарантией территориальной целостности и суверенитета нашей страны. Этот шаг также обеспечит безопасность нашего государства и его граждан.
Черногория, вступив в НАТО, сможет обеспечить каждому гражданину равные преимущества сделать свою жизнь более качественной и безопасной», — заявил Маркович.
На решение черногорских депутатов уже отреагировали в МИД России. В частности, в заявлении ведомства говорится, что Москва оставляет за собой право принимать самостоятельные решения по защите своей национальной безопасности.
«С глубоким сожалением должны констатировать, что нынешнее руководство страны [Черногории] и его западные покровители все же не прислушались к голосу разума и совести. Принятие фундаментальных актов, затрагивающих коренные вопросы безопасности государства, путем голосования отдельных депутатов на основе сколоченного формального большинства без учета мнения народа страны — демонстративный акт попрания всех демократических норм и принципов», — говорится в сообщении МИД РФ.
Кроме того, в Москве выразили сомнение, что вступление Черногории в НАТО принесет альянсу какую-либо «добавленную стоимость»
За проект закона о подтверждении Североатлантического договора и протокола к нему о вступлении Турции и Греции проголосовали члены правящей Демократической партии социалистов, лидером которой является бывший премьер-министр страны Мило Джуканович, и других партий — сторонников интеграции в НАТО.
При этом на голосовании отсутствовали противники вступления страны в альянс, в том числе главная оппозиционная партия страны — «Демократический фронт». Оппозиционеры заявили о намерении добиться досрочных парламентских выборов, прийти к власти и отменить принятое решение о присоединении к организации.
Само голосование сопровождалось акциями протеста. Перед началом голосования во второй черногорской столице Цетине, где проходило заседание парламента, состоялась демонстрация против вступления в НАТО.
В акции участвовали около тысячи протестующих и столько же — представителей полиции. Многие демонстранты пришли с флагами Сербии, Черногории, а на некоторых были надеты футболки с изображением президента России Владимира Путина.
Участники акции бросились к депутатам с криками, а с трибуны стали зачитывать имена «депутатов-предателей, голосующих за НАТО». Кроме того, участники акции сожгли флаг НАТО и выкрикнули «НАТО — убийцы, ваши руки в крови».
10 лет на пути к НАТО
В 2003 года Союз Сербии и Черногории подал заявку на вступление в альянс. Через три года Черногория провозгласила свою самостоятельность, и с 2006 года страна начала предпринимать самостоятельные попытки вступить в НАТО.
Тогда премьер-министр Черногории Мило Джуканович сразу после вступления в должность 5 мая 2006 года взял курс на интеграцию в Североатлантический альянс.
В декабре того же года Черногория стала участвовать в программе НАТО «Партнерство во имя мира», а в 2009 году страна получила «дорожную карту» — план действий по членству для вступления в альянс, который подразумевал проведение ряда экономических, политических и военных реформ.
В мае 2014 года министры иностранных дел и обороны Словении и Хорватии направили письмо генеральному секретарю НАТО, в котором подчеркнули важность приглашения Черногории в Североатлантический альянс. Министр обороны Словении тогда ожидал, что Черногория получит приглашение во время саммита НАТО в Уэльсе в 2014 году, однако приглашение поступило только на следующий год.
Однако уже в сентябре 2015 года парламент Черногории принял резолюцию о поддержке интеграции в НАТО. «Членство в НАТО представляет историческое решение не только для Черногории, но и для альянса. Наши соседи получат еще одного друга в альянсе, а НАТО — искреннего и надежного популяризатора своих ценностей на исторически нестабильном пространстве Западных Балкан», — говорилось в тексте резолюции.
За вступление в альянс тогда проголосовали 50 из 79 депутатов парламента Черногории.
После этого, в декабре 2015 года, главы МИД НАТО на встрече в Брюсселе официально пригласили Черногорию начать переговоры о вступлении в альянс. Переговорный процесс был рассчитан на полтора-два года. С того момента генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг неоднократно приезжал с визитом в страну и называл членство в НАТО выигрышем для Черногории, а также заверил Подгорицу в том, что страна является сильным претендентом на членство в альянсе.
Протокол о вступлении Черногории в альянс был подписан 19 мая 2016 года и предоставлял стране статус наблюдателя на заседаниях.
«Членство в НАТО позволит обеспечить долгосрочную стабильность, суверенитет и безопасность Черногории. Это даст возможность Черногории сидеть за столом НАТО и формировать политику организации», — заявлял тогда Столтенберг на церемонии подписания протокола.
Сразу после этого Черногория получила статус наблюдателя на заседаниях, а для окончательного вступления в Организацию Североатлантического договора оставалась ратификация протокола национальными парламентами стран НАТО.
На данный момент протокол ратифицировали 27 из 28 членов НАТО. То есть его утвердили все члены альянса, кроме Испании.
Черногорцы против
Стоит отметить, что отношение к вступлению в НАТО среди политических сил Черногории далеко не едино. Большинство мест в парламенте занимает правящая коалиция во главе с Демократической партией социалиста экс-премьера Джукановича. Именно эта партия выступает в пользу союза с НАТО
и приняла решение рассмотреть закон о вступлении в альянс не на референдуме, а на парламентском голосовании по причине того, что население Черногории относится негативно к данному вопросу.
В свою очередь оппозиция, которая занимает 39 из 81 места, с прошлого года бойкотирует заседания парламента и выступает с требованием провести народный референдум по вопросу интеграции в НАТО.
«Правящий режим торопится вступить в члены Североатлантического альянса, так как располагает данными о нежелании граждан», — заявил Милан Кнежевич, глава Демократической народной партии.
По его словам, результаты проведенного оппозицией опроса показывают, что более половины населения Черногории выступают против вступления в НАТО.
Кнежевич, ссылаясь на результаты социологических исследований, утверждает, что только 45,3% населения страны поддерживают интеграцию Черногории в НАТО, тогда как против выступают 54,7%. Вместе с тем 57,9% жителей страны, по тем же данным Кнежевича, хотели бы, чтобы вопрос о вступлении в альянс рассматривался на референдуме, при том что лишь 23,9% черногорцев считают, что референдум не обязателен.
Однако в условиях политического кризиса и недовольства населения решением о вступлении в НАТО власти Черногории не пойдут на какие-либо шаги по его разрешению, считает эксперт Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт.
«Сейчас голосование завершилось в пользу НАТО, и мы видим, что оппозиция обещала продолжить протестные выступления. Однако маловероятно, что будут какие-то насильственные попытки подавить эти акции протеста, — комментирует эксперт.
— Очевидно, что правительство стремится взять оппозицию измором — пусть они протестуют, а караван будет идти туда, куда собрался.
У Марковича сейчас жесткая позиция, он контролирует госаппарат и полицию, и в этой позиции ему легче затягивать и ждать, пока протесты рассосутся сами собой. Разгон протестующих может быть для него рискованным шагом и в корне изменить ситуацию», — считает собеседник «Газеты.Ru».