Выборы во Франции: боты, голография и рука Москвы

Что нового придумали кандидаты во время выборов во Франции

Алена Малик, Ксения Сушкова
Кадр из игры Fiscal Kombat Fiscal Kombat
Ведение кампаний на президентских выборах во Франции имеет ряд особенностей и ограничений. Так, на телевидении запрещена платная реклама, а агитацию «от двери к двери» вести сложно, так как доступ в дома ограничен в связи с защитой частной собственности. Но если раньше кандидаты обходились теледебатами и массовыми митингами, то в этом году их политтехнологи проявили невиданную фантазию.
Кадр из игры Fiscal Kombat Fiscal Kombat

Кролик-националист

Марин Ле Пен, известная как лидер крайне правой партии «Национальный фронт», в своей предвыборной программе делает акцент на пересмотр миграционной политики Франции и пресечение нелегальной миграции, выход Франции из ЕС и НАТО, а также восстановление национальных границ. Лидер националистов бросила вызов политической элите Франции, продолжила политический путь отца, но дистанцировалась от его слишком резких и спорных заявлений.

Самый упоминаемый кандидат в интернете, по данным исследований французской мониторинговой платформы Visibrai, Ле Пен развернула вокруг себя во время избирательной кампании «онлайн-армию» (подразделение партии «Национальный фронт» по работе с пропагандой).

Как писала газета Financial Times, в поддержку Ле Пен велась самая мощная во французской политике кампания в социальных сетях. На официальные страницы Ле Пен в Facebook и Twitter были подписаны около 1,3 млн, однако есть мнение, что большинство этих людей — технические аккаунты-боты.

Во второй половине февраля подписчики Ле Пен провели в социальных сетях три акции. Две из них были направлены на поддержку лидера «Национального фронта», а третья — на атаку главного оппонента, Эммануэля Макрона. Акции подразумевали использование фотографий с тегами #Marine2017 (#Марин2017), #LaFranceVoteMarine (#ФранцияГолосуйЗаМарин) и #LePionMacron (#ПешкаМакрон). Целью кампаний было привлечение к тегам внимания широкой аудитории и наращивание популярности. Впрочем, кажущуюся популярность тегам обеспечили не настоящие сторонники, а отрегулированное использование автоматических аккаунтов.

Хитом предвыборной кампании Ле Пен стал ее предвыборный ролик, который спустя семь дней после публикации набрал большую популярность в интернете. Клип снят в традициях голливудских трейлеров, и в нем лишь два главных действующих лица — Марин Ле Пен и Франция, которой кандидат с первых же секунд объясняется в любви. Главная особенность ролика состоит в практически отсутствии кадров партийных митингов и многотысячных собраний единомышленников, которые зачастую использовали соперники Ле Пен.

Появляясь в парижском кафе за чашкой кофе, прогуливаясь по столичной площади напротив Эйфелевой башни, Марин Ле Пен дает понять, что она такая, как все, а проблемы французов ей близки и понятны.

Ле Пен говорит, что всегда чувствовала органическую привязанность к своей стране, а теперь ей хочется остановить насилие и ограничение свобод, которые распространяются во Франции.

Еще одним ходом, который использовали далеко не все кандидаты, стал запуск трансляции Марин Ле Пен в мобильном приложении обмена фото и видео Snapchat. В модном среди молодежи приложении кандидат в президенты отвечала на вопросы аудитории, копировала их поведение, клеила на себя стикеры и превращалась в кролика с помощью специальных фильтров.

Таким образом Ле Пен пыталась привлечь молодых избирателей, однако этот ход шел вразрез с ее образом лидера националистической партии и не привел к росту рейтингов. Стоит отметить, что Snapchat использовали ее соперники Эммануэль Макрон, действия которого, в отличие от Ле Пен, оценили избиратели, а также Жан-Люк Меланшон и Франсуа Фийон.

Рука Москвы

Франсуа Фийон — кандидат от правоцентристской партии «Республиканцы», в его предвыборной программе было много консервативных пунктов. Политик выступает за необходимость обязательной ассимиляции мигрантов, против мультикультурной Франции, а также за нормализацию отношений между Парижем и Москвой. Разразившийся скандал вокруг Фийона о фиктивном устройстве им на работу своим помощником супруги Пенелопы фактически уничтожил его шансы на победу. Однако Фийон не стал снимать свою кандидатуру с президентских выборов.

Избирательная кампания Фийона не отличалась большим вниманием к социальным сетям. Его менеджеры ограничились созданием персонального сайта, ответами на вопросы избирателей в приложении Snapchat, предвыборным роликом, агитационными плакатами и крупным митингом в его поддержку. В марте 2017 года кандидат выступил перед многотысячным собранием сторонников на площади Трокадеро в Париже, видеозапись которого использовалась потом в его предвыборном ролике.

Сам сайт Фийона пестрит яркими красками, автоматическим воспроизведением его обращения к французскому народу, а также предложением о пожертвовании в фонд кампании.

Предвыборный ролик Фийона демонстрирует яркую природу Франции, сопровождаемую словами политика о его связи с народом Франции. На видео он встречается с простыми французами, жмет им руки, посещает заводы, офисы, а завершается видео бурными аплодисментами в адрес Фийона.

27 февраля для поддержки Фийона в Москву приехали представители партии «Республиканцы» и представили в МГИМО предвыборную программу кандидата, уверяя, что Фийон — единственный кандидат, способный восстановить отношения Франции и России.

Надо больше мигрантов

Бенуа Амон не вошел в четверку лидеров по итогам первого тура голосования, однако запомнился своими популистскими лозунгами. Амон принадлежит к левому крылу французских социалистов, а в его программе присутствуют такие пункты, как легализация употребления марихуаны и введение государственного контроля ее качества, а также введение гуманитарной визы для беженцев.

По его словам, легализация конопли должна «уничтожить наркотрафик и защитить граждан от дилеров, что значительно разрядит криминогенную обстановку в стране». Политик также считает, что Франция приняла слишком мало мигрантов, тем самым его программа составляла открытый контраст с повесткой Ле Пен. Еще одним заметным предложением Амона стало сокращение рабочего дня. Если бы он победил на выборах, то предприятия смогли бы перейти на четырехдневную рабочую неделю.

Восьмибитный троцкист

Жан-Люк Меланшон, которому в этом году исполняется 66 лет, вошел в историю французских выборов благодаря использованию передовых цифровых технологий и социальных сетей. Проецирование собственных голограмм в разных городах Франции, браузерная игра, в которой кандидат «вытрясает» из французских политиков деньги на предвыборную кампанию, бесчисленные ролики на YouTube — все это помогло Меланшону расширить свой электорат за счет молодежи и совершить своеобразную революцию в предвыборных технологиях Франции.

Голограмма, подготовленная для Меланшона компанией Adrénaline Studio, мгновенно стала громким информационным поводом. СМИ не только Франции, но и многих других стран активно освещали этот феномен предвыборной жизни Пятой республики.

Опередивший время Жан-Люк Меланшон находился в Лионе, в то время как его трехмерная голограмма разговаривала со сторонниками в городе Обервилье.

Трансляцию из Лиона проецировали на поверхность сцены, где изображение политика отражалось в полупрозрачном экране, установленном под углом 45 градусов перед зрителями. Меланшон предварительно отрепетировал свое выступление в студии.

Как рассказывал политик BFM TV, сложность такого выступления заключается в том, что он не мог выходить за рамки обозначенного точками на сцене пространства, иначе его двойник в другом городе просто исчез бы. Как сообщает Huffington Post, для выступления Меланшона подрядчик разработал специальные аудиоэффекты, усиливающие ощущение реальности речи 3D-голограммы кандидата.

Успех шоу политик решил усилить в несколько раз. Он выступил на митингах сразу в семи городах в разных частях Франции одновременно, что стало еще одним своеобразным рекордом. Пока остальные кандидаты мотались по городам, Меланшон отправлял туда свои голограммы, а сам выкладывал видео на YouTube, где миллионы смогли посмотреть его выступление.

Во Франции Меланшон стал первым политиком, использовавшим эту технологию во время предвыборной кампании. Однако ранее она уже применялась в других странах. Так, премьер-министр Индии Наренда Моди в 2012 году, а затем и в 2014-м проецировал свое изображение во время выступлений перед избирателями на десятки площадок единовременно. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в 2014 году также воспользовался возможностью находиться в нескольких местах для предвыборной агитации.

Тем не менее Меланшон — первый, кто выступал в прямой голографической трансляции, его предшественники демонстрировали заранее заготовленную запись своих речей. Согласно информации сайта Adrénaline Studio, стоимость одного такого шоу варьируется от €50 тыс. до €100 тыс.

Возможность виртуально заработать деньги на помощь народу Франции Меланшону предоставили создатели игры Fiscal Combat, оформленной в стиле старых приставочных игр для восьмибитных приставок. Герой игры — пиксельный человечек, в котором можно узнать Меланшона, шагает по улицам и встречает известных политиков: экс-министра бюджета Франции Жерома Каюзака, главу МВФ Кристин Лагард, бывшего президента Франции Николя Саркози и двух своих соперников по предвыборной гонке — Эммануэля Макрона и Франсуа Фийона.

Герой Меланшона должен подобраться к ним как можно ближе, схватить за лацканы пиджака и вытрясти как можно больше денег. Нарисованные политики отдавать свои нарисованные деньги не хотят — язвят в ответ и дерутся, периодически лишают Меланшона жизни.

В игре отсутствует Марин Ле Пен. Сам Меланшон объяснил это тем, что лидер «Национального фронта» не олигарх и после разговора с художником они решили не включать ее в игру.

Помимо использования цифровых технологий и виртуальной реальности Меланшон сделал ставку и на личное общение со своими избирателями. За неделю до первого тура голосования политик отправился в необычное турне по Франции — на речной барже по Сене. Эта идея пришла к кандидату в голову после того, как его соперник Эмануэль Макрон продемонстрировал незнание родной географии, назвав Гайану островом во время одного из выступлений.

Меланшон решил отправиться в те места Франции, которым необходимо внимание политиков. Находясь на борту судна, он отпускал шутки в адрес Макрона, всячески обыгрывая ошибку своего соперника. Чтобы послушать Меланшона и посмотреть на его предвыборные мероприятия, тысячи жителей городов, мимо которых проплывал кандидат, ежедневно собирались на берегу реки.

Фаворит без содержания

Пока Меланшон читал стихи Шарля Бодлера онлайн и вел еженедельные программы на YouTube, кандидат от партии «Вперед!» Эммануэль Макрон вел интенсивную, но скучную кампанию на просторах сети. Как отмечают специалисты, Макрон сделал ставку на армии ботов, производивших и распространявших положительную информацию о нем, а о соперниках, напротив, — негативную.

Помимо армии ботов Макрона поддержала «дивизия» французских журналистов. По заявлениям конкурентов, 80% СМИ работают на этого кандидата, несмотря на закон, согласно которому всем кандидатам в президенты должно быть отведено одинаковое эфирное время.

Команда Макрона воспользовалась также и стандартной американской технологией — робоколл. Это автоматические звонки избирателям с записью голосового обращения кандидата. За неделю с помощью робоколла обращение от Эммануэля Макрона прослушивали до 6 млн избирателей.

Чтобы угодить молодому электорату, Макрон обратился за помощью к популярным во Франции музыкантам. Группа французских рэперов YCM поддержала кандидата четырехминутным клипом под названием «Эммануэль Макрон». В начале ролика трое «зависающих» чернокожих парней смотрят телевизор, где выступает Ле Пен и очень эмоционально отстаивает свою позицию. Один из героев переключает канал на Макрона, уверенно обращающегося к зрителям.

Оставшиеся три из четырех минут видео рэперы ритмично читают текст из двух слов — имени и фамилии кандидата в президенты.