Новый заместитель министра юстиции, который одновременно является и генпрокурором, был поддержан большинством голосов сенаторов. Род Розенштайн — опытный юрист и работает в системе американского минюста с 1987 года. Он служил в этом ведомстве на различных должностях как при демократах, так и при республиканцах.
Розенштайн на своем посту будет курировать вопросы парламентского расследования по делу о предполагаемом вмешательстве России в президентские выборы в прошлом году. Речь идет о встречах представителей команды Трампа с различными российскими руководителями в предвыборный период. О том, что такие случаи были, неоднократно писала пресса, однако комиссии необходимо выяснить, выходили ли эти встречи за официальные рамки.
При этом ускорить расследование Розенштайн не может в силу того, что у него, согласно принципу разделения властей, нет полномочий вмешиваться в работу сенатских комиссий.
Говорим «Россия», импичмент — в уме
Назначение «куратора» дела в отношении связей Трампа и его команды с Россией происходит в момент, когда расследование практически застопорилось. Как отмечает издание The Daily Beast,
у специально созданной для этого рабочей группы нет ни единого сотрудника, который полностью бы занимался этой работой, а те, кто работает над расследованием в свободное от основной работы время, не имеют соответствующего опыта.
По данным источников, несмотря на то, что комиссия была создана три месяца назад, пока не проделано никакой работы и даже не отправлены письма потенциальным свидетелям, которых планируют вызвать на ковер.
Как отмечает местное американское издание The Charlotte Observer, с расследованием нельзя медлить. «Потенциально враждебная иностранная держава вмешивается в нашу демократию. Это требует повышенного внимания и серьезности, и остается неясным, сознает ли это конгресс. Если подобное расследование невозможно, мы не будем знать, насколько беззащитны мы перед Россией», — говорится в редакционной статье.
Пока неясно, когда комиссия заслушает первых свидетелей: сейчас ее члены проводят интервью с авторами доклада, который был подготовлен представителями разведывательного сообщества еще при президенте Бараке Обаме. В нем говорилось о причастности России к хакерским атакам против различных политических институтов США.
Сопредседатель комиссии сенатор-демократ из Вирджинии Марк Уорнер, отвечая на критику СМИ, заявил, что у сенаторов на руках есть большая часть документов и ими также проведено почти 30 интервью с различными источниками.
Он рассказал в интервью CNN, что подход к расследованию будет «методичным».
По его словам, необходимо точно знать, кому и какие вопросы задавать, так как, если говорить с людьми, которых «полоскали в прессе», неясно, сколько информации от них можно получить. «Надо точно знать, что задаешь правильные вопросы», — сказал конгрессмен.
Глава сенатского комитета по разведке республиканец Ричард Барр назвал расследование «самым большим, которое видели на Холме». «Холмом» в Америке называют законодательную власть США.
Демократы из комитета по разведке американского сената, как отмечает издание The Hill, хотят, чтобы Розенштайн создал пост спецпрокурора по расследованию связей команды Трампа с Россией.
Такие прецеденты уже были — расследование по поводу злоупотребления властными полномочиями президентом Биллом Клинтоном вел специальный прокурор Кеннет Старр.
Как отмечает глава Фонда имени Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев, расследование против Клинтона шло на протяжении пяти лет, с 1994 по 1999 год, и в случае нового — в отношении Трампа — оно может быть таким же долгим.
«Демократы никуда не спешат, у них есть желание довести дело до импичмента Трампа. Кроме того, ими движет месть за Билла Клинтона», — говорит эксперт.
По словам Рогулева, организаторы расследования надеются, что в его ходе могут выплыть факты, которые не были целью первоначального замысла, но могут сыграть серьезную роль при начале процедуры импичмента.
Так произошло с расследованием против Клинтона, которое началось c дела о махинациях с недвижимостью в Арканзасе, где Клинтон был губернатором, а закончилось обвинениями президента США в интимной связи со стажеркой Белого дома Моникой Левински. Причем преступлением была не связь как таковая, а ложь президента США о статусе его отношений с подчиненной, которую он произнес, будучи под присягой.
По результатам расследования против президента Клинтона была начата процедура импичмента, однако для ее проведения в сенате не хватило голосов.
Зять и знакомые все лица
Среди тех, кого планирует допросить сенатская комиссия, — лица, участвовавшие в предвыборной кампании Трампа: бывшие советники президента Роджер Стоун, Картер Пейдж и Пол Манафорт.
Все они, кроме Стоуна, имеют какое-то отношение к России. Пейдж часто бывал в Москве, работал с российскими компаниями, а Манафорт входил в группу американских советников, которые консультировали тогдашнего президента Украины Виктора Януковича, бежавшего в Россию после событий на площади Независимости в Киеве зимой 2013/14 года.
Всего комиссия планирует допросить более 20 человек, среди которых — зять президента США Джаред Кушнер, работающий в Белом доме в качестве советника. Он также имел контакты с различными российскими официальными лицами в период президентской кампании.
Еще до начала расследования пост советника Трампа по нацбезопасности был вынужден покинуть генерал Майкл Флинн. Бывшего главу военной разведки США обвинили в том, что он не сообщил о своих контактах с российским послом Сергеем Кисляком во время предвыборной гонки.
Самого Кисляка в американских СМИ назвали «вербовщиком» российской разведки, и это беспрецедентный случай, учитывая послужной список дипломата, который всю свою жизнь провел именно на дипломатической службе.
В то же время комиссия, как считает часть экспертов, должна будет предоставить убедительные доказательства, что советники Трампа были связаны с российскими политическими кругами или, например, получали от них вознаграждение. Работа с российским бизнесом, а также консультирование иностранного президента, как в случае Манафорта, не являются преступлением, так как он был частным лицом. Известно, что гонорары за свои выступления на российском телеканале RT получал генерал Флинн, однако на тот момент он уже находился в отставке и еще не работал на Трампа.
«Когда речь идет о таких обвинениях, нужны серьезные доказательства», — говорит заместитель председателя Института стратегических оценок Сергей Ознобищев.
Эксперт отмечает, что, хотя расследование и носит политизированный характер, а те, кто его проводит, воспринимают Трампа «инородным телом», они действуют в правовом поле и строго руководствуются американским законодательством.
Кроме комиссии сената, расследование связей людей Трампа с Россией проводит и нижняя палата конгресса США. Работа в ней возобновилась после того, как из-за нарушений этического порядка ее вынужден был покинуть председатель — конгрессмен Девин Нуньес. На 2 мая комиссия назначила заседание с участием директора ФБР Джеймса Коми и адмирала Майкла Роджерса, который возглавляет Агентство национальной безопасности США. Оно пройдет за закрытыми дверями.
Между тем 8 мая в сенате состоятся слушания, которые также будут посвящены российскому вмешательству в выборы в США. Речь пойдет о взломах серверов предвыборного штаба демократов, к которым, как считают американские спецслужбы, причастны российские хакеры.
Перед членами сената выступят бывший глава Национальной разведки США генерал Джеймс Клэппер и экс-замглавы минюста США Салли Ятс.