Впервые инаугурация, по желанию самого Бибилова, прошла на территории стадиона в Цхинвале.
Ранее церемонии проходили в зале заседаний правительства или киноконцертном зале «Чермен», однако эти здания не смогли бы вместить в себя большое число приглашенных гостей, среди которых были глава самопровозглашенной Луганской народной республики Игорь Плотницкий, спикер парламента ДНР Денис Пушилин, глава Северной Осетии, а также делегация из России.
Президентские выборы в Южной Осетии прошли 9 апреля, по итогам которых победу одержал Анатолий Бибилов. На выборах он набрал 58% голосов. Прежний глава республики — Леонид Тибилов — ему уступил, набрав лишь 30% голосов избирателей. Явка на выборах составила около 80%.
Анатолий Бибилов — генерал-лейтенант, лидер созданной в 2012 году партии «Единая Осетия». Свою карьеру Бибилов начал в военной сфере в 1998 году в составе миротворческих сил Южной Осетии. В 2008 году будущий глава республики принимал участие в боевых действиях в ходе вооруженного конфликта с Грузией, где организовывал зачистку Цхинвала от грузинских сил. В том же году Бибилов был назначен главой министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
«Пять шагов в Россию»
Баллотироваться в президенты Бибилов решил еще в 2011 году, но тогда он уступил во втором туре бывшему министру образования Алле Джиоевой. Однако Верховный суд Южной Осетии признал выборы недействительными, и по результатам нового голосования президентом республики стал Леонид Тибилов. В 2014 году Бибилов стал председателем парламента республики.
В своей политике новоизбранный президент ориентируется на Россию, ведь на протяжении многих лет Южная Осетия находится в прямой зависимости от Москвы.
В ходе парламентской избирательной кампании 2014 года тема предвыборных дискуссий сводилась к вопросу о вхождении республики в состав России. «Единая Осетия — путь в Россию» — таким был лозунг партии «Единая Осетия» под руководством Бибилова.
«Люди этой идеей живут, в республике 98% граждан Российской Федерации, и в РФ есть силы, которые поддерживают вхождение Южной Осетии в Россию», — заявил тогда Анатолий Бибилов, не уточнив, правда, какие силы он имеет в виду.
«Единая Осетия» и ее лидер составили программу «Пять шагов в Россию», пообещав после победы полностью ее реализовать. Первым шагом должно было стать инициирование партией референдума о вхождении в состав Российской Федерации на правах субъекта. Второй шаг — проведение самого плебисцита. Далее парламент республики, как прописано в программе, должен обратиться к российскому президенту, правительству и Совету Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о вхождении республики в Россию. Четвертый шаг подразумевает создание межправительственной рабочей группы переходного периода. И, наконец, заключительный шаг — принятие новой конституции республики, переход на законодательство РФ и интеграция.
Интеграцию с Россией поддерживал и прежний президент республики Леонид Тибилов.
«Вы хотели бы видеть нас в составе России? Если мы увидим, что в России нас ждут, если будут соответствующие сигналы, то мы будем работать по той общей схеме, которая существует в мире», — говорил Тибилов.
О желании провести референдум по вопросу о вхождении республики в Россию прежний президент Южной Осетии заявил в октябре 2015 года на встрече с помощником президента России Владиславом Сурковым.
«Политические реалии таковы, что мы должны сделать свой исторический выбор, должны воссоединиться с братской Россией и на долгие века обеспечить безопасность и процветание нашей республики, нашего народа», — заявил на этой встрече Тибилов.
Референдум состоялся, однако по другому вопросу — о переименовании в Республику Аланию. Таким образом, вопрос о вхождении республики в состав России остался в подвешенном состоянии.
«Это явная провокация»
Вопрос об интеграции республики с Россией получил новый виток развития во время предвыборной кампании Анатолия Бибилова, который уверял, что Южная Осетия станет частью России. «Вероятность, по большому счету, стопроцентная», — заявил Бибилов в своем интервью российскому «Би-би-си».
На выборах президента 2017 года тогда еще кандидат в президенты Бибилов сделал ставку на внутренние проблемы Южной Осетии, устранение которых, по его мнению, может произойти после вхождения в Россию.
«После вхождения в РФ Южная Осетия будет включена в социальные федеральные программы России. Их много, и все они направлены на повышение уровня жизни граждан.
У молодежи появится больше перспектив. Мы получим федеральную поддержку развития национальной культуры. Будет развиваться наш язык, литература, будет сохраняться культурное наследие наших предков», — говорил перед выборами Бибилов.
Сразу после выборов Бибилов подтвердил, что будет продолжать укреплять отношения с Россией и делать шаги к вхождению республики в ее состав. «Я всегда подчеркивал и сейчас подчеркиваю, что желание народа Южной Осетии вернуться в состав Российской Федерации живет с момента разделения осетинского народа», — говорил Бибилов. При этом президент отметил, что данный вопрос обсуждался во время его визита в Москву, однако не уточнил, с кем именно.
Южная Осетия объявила о выходе из Грузии в начале 1990-х годов, а в 2008 году Грузия пыталась восстановить контроль над республикой, что привело к вооруженному конфликту. После войны 2008 года независимость Южной Осетии признали Россия, Венесуэла, Никарагуа и два островных государства Науру и Вануату. Ни одна другая входящая в ООН страна независимость Южной Осетии не признала.
Министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили, комментируя намерение Анатолия Бибилова, сказал, что вхождение Южной Осетии в состав России является попыткой аннексии.
«Если такое заявление делается, оно однозначно провокационное. При любом развитии позиция международного сообщества и, конечно, Грузии однозначна. Никакие результаты таких маневров не будут и не могут быть признаны», — заявил Цихелашвили «Би-би-си».
С этим же мнением согласен координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков.
«Вхождение республики в состав РФ не в интересах Москвы. Это лишь давняя идея Бибилова. Ни о каком вхождении и речи быть не может, на эту тему можно только фантазировать, — утверждает эксперт. — Есть договор России и Южной Осетии об интеграции, вот в условиях этого договора и будут поддерживаться отношения».
Что касается отношений Южной Осетии с Грузией, Скаков не видит в них никакого диалога. «Никакого диалога с Грузией, кроме технических вопросов о перемещении граждан двух территорий, нет, ведь Грузия не признает независимость Южной Осетии», — сказал он в беседе с «Газетой.Ru».