Глава Госдепа США Рекс Тиллерсон заявил 19 апреля, что администрация США рассматривает возможности прекращения действия ядерной сделки с Ираном, — даже несмотря на то, что эта страна выполняет условия ядерного договора.
В письме, адресованном спикеру нижней палаты Полу Райяну, Тиллерсон утверждал: хотя Иран выполняет условия ядерного договора, он остается «ведущим спонсором терроризма». В связи с этим Белый дом считает сделку не отвечающей ее главным задачам и намерен обсудить возможность возвращения санкционного режима против Ирана.
Президент США Дональд Трамп дал поручение своим советникам разобраться, соответствует ли возвращение санкций против Ирана национальным интересам США, подчеркнул госсекретарь в своем письме.
Обвинения Ирана в поддержке терроризма связаны прежде всего с поддержкой ливанского шиитского движения «Хезболла» в Сирии, где оно воюет на стороне Башара Асада, а также поддержкой повстанцев-хуситов в Йемене. В этой стране против хуситов воюет союзник США — Саудовская Аравия.
Ядерное соглашение с Ираном было заключено в 2015 году шестеркой международных посредников: США, Китаем, Германией, Францией, Великобританией и Россией. Про терроризм в ней речи не шло.
Условием сделки была заморозка иранской ядерной программы под контролем МАГАТЭ. США и Европейский союз брали на себя обязательство снять с Ирана наложенные на него экономические санкции (как коллективные, так и односторонние). Санкционная политика стала тяжким бременем для экономики Ирана, которая потеряла из-за этого 50% своих нефтяных доходов.
Наибольшее сопротивление вопрос снятия санкций вызвал в конгрессе США, который с трудом проголосовал за ядерное соглашение. Категорически против снятия санкций был Израиль, премьер страны Биньямин Нетаньяху в Вашингтоне лично выступал перед конгрессменами, убеждая их не идти на этот шаг.
После того как сделка с Ираном все-таки была подписана, тогдашний президент США Барак Обама снял некоторые санкционные ограничения против Ирана, включая поставку в эту страну американских самолетов, а также разрешил передачу денежных средств, хранящихся в банках США.
В документе также говорится, что в случае соблюдения Ираном всех требований соглашения в 2020 году с него будут сняты санкции на покупку обычного вооружения, а в 2023 году — санкции, касающиеся ракетной программы. К 2025 году с Ирана должны быть сняты все санкции.
Трамп неоднократно подвергал критике сделку с Ираном еще во времена своей предвыборной кампании в 2016 году. Негативно по отношению к Ирану настроена и большая часть нынешнего военного истеблишмента, в том числе глава Пентагона генерал Джеймс Мэттис.
В феврале Трамп дал понять, что будет усиливать давление на Иран, расширив список персональных санкций против Тегерана. В него попали 13 человек, включая иностранных граждан, и 12 организаций.
Как было заявлено в министерстве финансов США, «эти шаги отражают намерение Соединенных Штатов усиливать санкции против Ирана в связи с его ракетной программой и дестабилизирующей активностью в регионе». Иран ответил зеркально и внес в свой список 15 американских компаний.
Вернуть за 30 дней
В России критически относятся к возможному прекращению ядерного соглашения с Ираном. Как ранее заявил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля за вооружением МИД РФ Михаил Ульянов, шаги США могут спровоцировать Иран на выход из соглашения. «Полагаю, что такой исход был бы серьезным провалом для всего международного сообщества», — цитирует его РИА «Новости». Это будет означать, что Тегеран снимет с себя обязательства заморозки военных атомных разработок.
Правда, неясно, как США в одиночку могут прекратить действие ядерного соглашения с Ираном. Для этого необходимо получить согласие всех стран, которые его подписали. На этот факт указал президент Ирана Хасан Роухани, который назвал угрозы отмены сделки «беспочвенными».
Как заявил «Газете.Ru» Казем Саджапур, замминистра иностранных дел Ирана, воспринимать заявления Тиллерсона как сигнал об изменении американской политики в отношении Исламской Республики не стоит. «Последние два месяца из Вашингтона исходят противоречивые заявления, поэтому не нужно принимать близко к сердцу все, что заявляет администрация Трампа», — считает он.
«Мы исходим не из того, что Совместный всеобъемлющий план действий (документ, формализующий ядерную сделку. — «Газета.Ru») основан на интересах каких-либо других держав, а на интересах нашей собственной страны. Поэтому Иран и выполняет условия этих договоров», — добавил Саджапур в беседе с «Газетой.Ru» на полях закрытой дискуссии в Международном дискуссионном клубе «Валдай».
Как отмечает старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов, заявления Трампа свидетельствуют, что «вопрос иранского досье встает на повестку дня». «Да, этот договор подписан другими странами, но все понимают, что главный игрок здесь США, и их союзники будут выражать свое консолидированное мнение в русле мнения США», — считает собеседник «Газеты.Ru».
Возвращение Вашингтона к санкционной политике может повлиять на политическую ситуацию в Иране, учитывая предвыборный период.
В мае в Иране должны пройти выборы, где действующему президенту Хасану Роухани, стороннику «ядерной сделки», будут противостоять консерваторы, которые высказываются против этого соглашения и выступают за возвращение к жесткому противостоянию с США.
В разговоре с «Газетой.Ru» Казем Саджапур не исключил изменений политики самого Ирана, если климат между Тегераном и Вашингтоном изменится. Это касается в том числе экономических санкций, которые ввел Иран против США в конце марта. По словам Саджапура, тегеранское руководство готово к любой реакции Вашингтона и будет реагировать соответственно.