Министерство обороны Южной Кореи сообщило об аварийном пуске с полигона в Северной Корее тестовой баллистической ракты — якобы она взорвалась через четыре секунды полета. Официальный Пхеньян эту информацию не комментирует, но, как передает РИА «Новости», заместитель руководителя первого департамента Европы МИД КНДР Ким Ен Хо ставит под сомнение сам факт пуска — официально о нем не сообщалось — и считает возможный пуск «нормальным процессом». «Меры для повышения ядерных вооруженных сил являются самооборонными мерами нашей страны и усилиями для обеспечения мира и безопасности на Корейском полуострове, — цитируют дипломата агентства. — Это законные права суверенного государства».
Однако в Вашингтоне считают иначе. Президент США Дональд Трамп дал понять, что ждет любого повода, чтобы наказать Северную Корею так же, как недавно была наказана Сирия. Вице-президент США Майкл Пенс как раз прибыл в Сеул в момент появления новостей о пуске и уже обсудил их с Трампом по телефону. Вероятно, Белый дом пытается решить для себя, является ли неудавшийся пуск той самой причиной для «дисциплинирующего» ракетного удара — ведь для него уже все готово.
Празднование «Дня Солнца» — 105-й годовщины со дня рождения основателя КНДР Ким Ир Сена 15 апреля — прошло на фоне дежурства у побережья Корейского полуострова американской ударной авианосной группы. Вашингтон и его союзники опасались, что в день великого для страны праздника Пхеньян может провести очередные ядерные испытания.
«Если Китай не собирается решать проблему с Северной Кореей, мы займемся этим сами», — объявил властям КНР глава Соединенных Штатов Дональд Трамп.
Вашингтон уже заявил о готовности нанести упреждающий удар по КНДР в случае подтверждения подозрений о подготовке Пхеньяном нового ядерного испытания. Северная Корея, в свою очередь, предупредила Соединенные Штаты о том, что в случае атаки нанесет ответный удар. Конкретная позиция Китая по нынешней ситуации в районе Корейского полуострова пока не называлась. Однако 14 апреля издание South China Daily со ссылкой на китайских аналитиков сообщило о том, что КНР, возможно, не станет оказывать поддержку Пхеньяну, если дело дойдет до военного конфликта.
«Сложно сказать, к чему будет сводиться помощь Пекина Пхеньяну в случае начала войны, с учетом того факта, что КНДР ведет разработку ядерного оружия, нарушающего положения договора между двумя странами», — сообщил пекинский военный аналитик Ли Цзэ.
Обед в напряженной обстановке
Мировое сообщество с большим интересом наблюдает за развитием внешнеполитического диалога Пекина и Вашингтона. Остроты ситуации добавил недавний официальный визит председателя КНР Си Цзиньпина в США, в рамках которого глава Китая впервые лично побеседовал с американским лидером. Приказ о ракетном ударе США по сирийской правительственной военной базе был отдан непосредственно перед совместным обедом Си и Трампа — о его результатах президенту США сообщили во время десерта. Такие обстоятельства породили ожесточенные споры о том, был ли момент для атаки выбран неслучайно. Многие эксперты сходятся во мнении, что «таких совпадений не бывает» и Трамп намеревался продемонстрировать китайскому лидеру, «кто здесь главный».
Предметом для обсуждений стала и реакция Си Цзиньпина на сообщение Трампа о ракетном ударе в Хомсе. Особенно волнует специалистов вопрос о том, что думают о случившемся в ходе визита господина Си в США сами китайцы.
Сообщение Трампа об атаке на сирийский аэродром Эш-Шайрат в самый разгар совместного обеда с главой КНР поставило председателя Си в неудобное положение. Во-первых, Китай далеко не в восторге от действий Соединенных Штатов в Сирии. Во-вторых, по конфликтам, не затрагивающим напрямую китайские интересы, но вовлекающим важных для Китая партнеров, Поднебесная всегда старается придерживаться нейтральной позиции. Трамп же в косвенной форме потребовал от Си одобрения своих действий на Ближнем Востоке. И он его получил — в ответ на сообщение об атаке господин Си сдержанно поддержал действия Вашингтона, отметив, что нельзя поощрять режим, использующий химоружие против детей.
Тем не менее открытым остается вопрос о том, затаил ли Пекин обиду на США из-за случившегося. С одной стороны, Башар Асад не является союзником КНР, хотя китайские политики и говорят о том, что с уважением относятся к президенту, избранному сирийским народом. Пекин в целом довольно сдержанно отреагировал на американскую ракетную атаку в Сирии — никто из китайских политиков помимо самого Си Цзиньпина и официального представителя МИД КНР Хуа Чуньин по данному вопросу не высказывался.
«Что касается Китая, то мы уважаем выбор, сделанный сирийским народом. Мы полагаем, что сирийский народ должен определять судьбу (Асада)», — сказала представитель китайского дипломатического ведомства.
В заявлении Хуа тем не менее не прозвучало прямой критики в адрес силовой политики Соединенных Штатов — представитель МИД Китая лишь выразила надежду на усиление координации международного сотрудничества по сирийской проблеме.
Для Китая не столь важна именно Сирия — сам по себе ракетный удар США, хоть и преподнесенный Си Цзиньпину во время встречи в резиденции Мар-а-Лаго как свидетельство доминирующего положения Вашингтона, не сильно обеспокоил Пекин. Гораздо большую озабоченность КНР вызывает проекция на северокорейскую проблему. Продемонстрировав свою готовность к проведению жесткой силовой политики на Ближнем Востоке, Трамп тем самым заявил о возможности подобных действий США и на Корейском полуострове.
КНДР: повод для беспокойства
В контексте северокорейской проблемы Китай рассматривает ставшую основой внешней политики США «силовую дипломатию» как тревожный фактор. По мнению специалиста Московского Центра Карнеги Александра Габуева, в Пекине атаку по Шайрату восприняли как сигнал о готовности нынешнего президента Соединенных Штатов быстро принимать решения по рискованным шагам.
Это подтверждают и последние заявления США о возможном ударе по КНДР. В Пекине прекрасно понимают, что последствия потенциального военного конфликта на Корейском полуострове будут катастрофическими для целого региона и затронут в том числе сам Китай. В частности, КНР может столкнуться с угрозой наплыва в страну беженцев. В связи с этим Китай беспокоят последние действия и заявления Соединенных Штатов.
«Пекин предпочел бы, чтобы не дошло до вооруженного конфликта, но при этом без особого вмешательства со стороны самого Китая», — отмечает эксперт Института Дальнего Востока РАН Александра Ломанова.
По словам специалиста, КНР крайне недовольна действиями Северной Кореи, однако еще больше Поднебесную раздражает активность США в регионе, в частности размещение американских военных баз на территории Японии и Южной Кореи.
Кроме того, Китай нервирует и односторонний характер внешней политики США.
Профессор Университета Цинхуа Янь Сюэтун утверждает, что нынешняя риторика Соединенных Штатов в отношении восточного региона, а также характер заявлений в адрес Китая вызывают большое недовольство Пекина. По его словам, Пекин готов выстраивать отношения с США и любой другой мировой державой только при условии соблюдения принципов равноправия и взаимного уважения, чего не наблюдается в сегодняшней высокомерной и однополярной политике Вашингтона.
«США открыто говорят: вы [Китай] обязаны сотрудничать с нами. Соединенные Штаты демонстрируют нам свое неуважение и показывают, что не рассматривают КНР как равного партнера», — заявил китайский эксперт, выступая на конференции «Вызовы мировому порядку» в Российском Совете по международным делам.
Янь подчеркнул, что поведение США в отношениях с Китаем не способствует конструктивному развитию диалога.
«Концепция «Национального возрождения», принятая в Китае, предполагает построение сильного и уважаемого в мире государства. В отношениях же с США о взаимном уважении не идет речи», — отметил Янь Сюэтун.
В случае с Северной Кореей США также пытаются склонять Китай к сотрудничеству, вынуждают Пекин повлиять на Пхеньян. Тем не менее, по мнению эксперта Центра корееведения Института Дальнего Востока РАН Константина Асмолова, Китай попросту не располагает инструментами, необходимыми для урегулирования северокорейского кризиса. Асмолов подчеркивает, что для этого нужен прямой диалог Вашингтона и Пхеньяна.
Китай не намерен слушаться Трампа, всячески показывающего превосходство США над КНР и совершающего необдуманные, по меркам китайских политиков, шаги. И все же Китай воспринимает нынешнюю ситуацию на Корейском полуострове как возможность, с одной стороны, наказать Пхеньян за ядерные испытания и убийство Ким Чен Нама, крайне разозлившие КНР, а с другой — подыграть Соединенным Штатам, приняв участие в попытках утихомирить КНДР.