Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов анонсировал наступление на восток и назвал основную задачу для украинских силовиков, участвующих в антитеррористической операции (АТО).
«Прошлый год был первым, когда мы не сдали ни одного метра земли, а наоборот — приобрели десятки километров», — заявил Турчинов в своем интервью украинскому изданию «Би-би-си».
Александр Турчинов добавил, что у Украины нет другой альтернативы, кроме как побеждать и «метр за метром, километр за километром, минимизируя потери, продвигаться на восток». «Главное — не проскочить границу», — в шутку добавил Турчинов.
При этом самопровозглашенная Донецкая народная республика уже выступила с реакцией на слова Турчинова, назвав их нарушением минских договоренностей.
«Александр Турчинов, заявив о продвижении на восток, открыто нарушил минские договоренности об урегулировании ситуации в Донбассе», — заявил заместитель командующего штабом ополчения ДНР Эдуард Басурин.
Противостояние между украинскими силовиками и ополченцами самопровозглашенных республик длится с весны 2014 года. Ровно три года назад, 13 апреля 2014 года, на тот момент исполняющий обязанности президента Украины Турчинов издал указ о начале операции украинских силовых структур в восточных областях страны.
Консультации о принятии указа ни с кем не проводились, уверяет Турчинов, при этом ему не понравилась реакция украинских партнеров, которые уверяли, что указ станет раздражителем для Путина и основанием для полномасштабной войны на территории Украины. Тогда же Турчинов утверждал, что военные действия в Донбассе не станут затяжными.
Боевые действия ведутся до сих пор, с временными перемириями. В 2015 году в формате «нормандской четверки» руководители Германии, Франции, Украины и России подписали минские соглашения, которые легли в основу урегулирования конфликта на востоке Украины.
Они подразумевали прекращение огня в Донецкой и Луганской областях с 15 февраля 2015 года. Помимо этого, договоренности предусматривали амнистию военных заключенных, обмен пленными по принципу «всех на всех», отвод всех тяжелых вооружений и ряд других требований.
В своем интервью «Би-би-си» Александр Турчинов вспоминает события трехлетней давности. В начале апреля, после того как Крым по итогам референдума вошел в состав России, начался проект «Русская весна», целью которого, по его словам, был «захват» южной и восточной частей Украины.
Также Турчинов изложил свой взгляд на события тех дней. «Эти «гражданские лица» (протестующие против итогов событий «майдана» февраля 2014 года. — «Газета. Ru») синхронно напали на здания областных госадминистраций в Харькове и Донецке и захватили помещение Службы безопасности Украины в Луганской области», — добавляет Турчинов.
Позже, когда стало понятно, что в Славянске начались военные столкновения, а отправленная туда группа СБУ «Альфа» не справилась с возложенными на нее обязанностями, Турчинов провел совещание и принял решение о начале военной операции.
17 марта 2014 года Турчинов объявил мобилизацию, но из-за отсутствия профессиональной подготовки и специального снаряжения ему пришлось призвать добровольческие, часто с сомнительной политической позицией отряды, которые, по его мнению, спасли ситуацию.
«В этой ситуации я не имел иного пути, кроме как обратиться к патриотам (вероятно, имеются в виду представители радикальных объединений. — «Газета.Ru») с призывом формировать добровольческие батальоны.
Для них не было никаких ограничений: умеешь — не умеешь, взял автомат и иди воевать», — вспоминает бывший исполняющий обязанности президента.
При этом Турчинов подтвердил, что контроль над выдачей оружия был слабый, а проверок среди «добровольцев» не проводилось.
«Действительно, мы тогда никого не проверяли. Любой — судимый или несудимый — кто говорил, что готов защищать страну, записывался, получал оружие и шел на восток», — рассказал политик.
Вспоминая события августа 2014-го, Турчинов отмечает, что нередки были ситуации, когда украинские силовики в виду психологических причин не были готовы воевать. При авиаударах на донецкий аэропорт Турчинову приходилось брать на себя всю ответственность, поскольку армия не хотела оказаться замешанной в разрушении частной собственности.
Кроме того, представители вооруженных сил Украины (ВСУ) опасались восстановления политического режима прежних властей, добавил Турчинов.
По версии Турчинова, Россия никогда не была инициатором переговорного процесса, а все первые шаги в целях установления мира в Донбассе якобы предпринимались им лично.
Вспоминая сейчас о тех событиях, Александр Турчинов в интервью заявляет, что сейчас, зная о последствиях указа, все равно бы принял его. «Наверное, я прошел бы этот путь снова, мне надо было защитить страну», — сказал Турчинов.