В минувшую субботу государственная пограничная служба Украины обнародовала сообщение о том, что покушение на лидера Демократической партии Молдавии (ДПМ) олигарха Владимира Плахотнюка курировали спецслужбы России. Днем ранее министр внутренних дел Украины Арсен Аваков сообщил, что в результате совместных действий украинских и молдавских правоохранительных органов были задержаны подозреваемые в подготовке данного покушения.
Спецоперация по задержанию подозреваемых проводилась одновременно в Киеве и Кишиневе. В руки правоохранителей попали 17 человек: восемь — на территории Молдавии, девять — на территории Украины. Все они имеют молдавское либо украинское гражданство. В Кишиневе также были изъяты арсенал, средства связи и деньги, принадлежавшие подозреваемым.
По версии следствия, киллеры должны были убить Владимира Плахотнюка, выстрелив из ручного гранатомета по его офису в центре молдавской столицы. Причем выстрел предполагалось произвести с территории детского сада.
За покушение исполнителям было обещано $200 тыс. (на всю группу). Половину суммы они получили авансом.
«Теоретически можно предположить, что у Плахотнюка, который фактически узурпировал власть в Молдавии, имеются недоброжелатели, желающие его смерти, — рассказал кишиневский журналист Павел Григорчук «Газете.Ru». — Но так как информация о предполагаемом покушении исходит от силовых ведомств, которые де-факто контролируются Плахотнюком, то население в Молдавии отнеслось к ней с большим недоверием».
У главного молдавского олигарха чрезвычайно высокий антирейтинг на родине. Хотя формально он является всего лишь лидером одной из парламентских партий, оппозиция (причем и пророссийская, и ориентированная на Евросоюз) обвиняет его в том, что он подчинил весь государственный аппарат себе.
«Ранее спецслужбы Молдавии обвиняли оппозиционеров в попытках устроить госпереворот, — продолжает Григорчук. — Теперь жертвой попытались изобразить самого Плахотнюка. Видимо, решили, что, выставив «жертвой», смогут в какой-то мере реабилитировать его в глазах граждан и собственно европейских политиков».
«Российский след»
Сегодня молдавские государственные органы заняты преследованием пророссийской «Нашей партии» и ее лидера — бывшего мэра города Бельцы Ренато Усатого. По словам заместителя главы прокуратуры Молдавии Виталия Бусуйока, следствием установлена «связь между преступной группировкой, готовившей покушение на территории Молдавии, и одним из заказчиков, который находится в Москве».
Под заказчиком, скорее всего, подразумевается как раз Ренато Усатый. Около года назад он бежал в Россию, спасаясь от уголовного преследования на родине.
С ноября 2016 года по разным причинам были арестованы четверо функционеров «Нашей партии». Один из них, мэр города Бессарабка Валентин Чампоеш, попал в СИЗО 17 марта. Ему вменяется преступление по статье «Служебная халатность». Однако, по мнению вице-председателя «Нашей партии», муниципального советника Кишинева Илиана Кашу, арест его однопартийца — «заказная провокация олигарха Владимира Плахотнюка, проведенная его карманной прокуратурой».
«Так называемое покушение на Плахотнюка может стать поводом для новых политических арестов», — считает Григорчук.
Немаловажным фактом является то, что покушение было раскрыто совместными усилиями молдавских и украинских спецслужб. Ход операции со стороны украинских спецслужб, как следует из сообщения госпогранслужбы Украины, контролировал лично президент страны Петр Порошенко.
Сам Порошенко задолго до того, как стал украинским президентом, являлся деловым партнером Плахотнюка. В частности, они совместно владели торговым домом Gemenii в центре Кишинева. Осенью 2014-го Порошенко, уже будучи президентом, лично приехал в Молдавию, чтобы поддержать предвыборную кампанию ДПМ. Однако самым наглядным примером сотрудничества Порошенко и Плахотнюка стала экстрадиция украинского гражданина — предпринимателя Вячеслава Платона из Киева в Кишинев, хотя формально Украина не выдает своих граждан.
Платон в тот момент готовился дать показания следственным органам США против Плахотнюка по поводу хищения €1 млрд из государственной казны Молдавии.
Игры в геополитику
Президент Молдавии Игорь Додон, позиционирующий себя в качестве «друга России», пока никак на раскрытое покушение не отреагировал. По мнению представителей молдавской оппозиции, широкой оглаской покушения с «русским следом» Владимир Плахотнюк пытается реабилитировать себя в глазах политиков Евросоюза. В этом аспекте содействие со стороны основного борца против «русской агрессии» на постсоветском пространстве Петр Порошенко выглядит логично. Как уже ранее писала «Газета.Ru», в молдавской политике даже есть отдельное понятие «русские танки».
Всякий раз, когда местные прозападные политики пытаются получить поддержку (или больше поддержки) со стороны Запада, они активно говорят о том, что Россия намерена так или иначе вторгнуться на территорию Молдавии — «угроза русских танков».
Владимир Плахотнюк и его ДПМ позиционируют себя именно как последовательные сторонники евроинтеграции Молдавии. В то же время в Евросоюзе уже неоднократно высказывались о необходимости честного и беспристрастного расследования дела о хищении миллиарда евро, а также о чрезмерном влиянии Плахотнюка на государственный аппарат.
В результате напрашивается параллель с Черногорией, где в октябре прошлого года, по версии местных правоохранительных органов, была раскрыта попытка государственного переворота. Причем организаторами его выступали якобы российские спецслужбы, а непосредственными исполнителями должны были стать граждане России и Сербии. По данным спецслужб Черногории, злоумышленники намеревались застрелить премьер-министра страны Мило Джукановича.
Джуканович известен как яростный сторонник вступления Черногории в Евросоюз и НАТО. В феврале этого года прокурор Черногории Миливое Катнич прямо заявил, что основной целью готовившегося госпереворота было не допустить вступления страны в НАТО.
Оппозиционная партия «Демократический фронт» называет данное дело сфабрикованным. Главной причиной его появления называют желание правительства поскорее оказаться членом НАТО, несмотря на то что большинство граждан выступают против этого. Российская сторона также выступала с заявлениями, что не имеет никакого отношения к противоправным деяниям в Черногории.
Что касается предполагаемого покушения на Владимира Плахотнюка, никакой реакции со стороны России пока не последовало.