Премьер-министр России подозревает за недавними оппозиционными протестами против коррупции чьи-то политические интересы. «Кому это выгодно? Это выгодно тем, кто заказывает подобного рода сюжеты, материалы. Это, как правило, люди, у которых есть вполне конкретные политические цели», — сказал Дмитрий Медведев во время посещения 4 апреля мясоперерабатывающего комбината в Тамбове.
Так премьер прокомментировал обвинения, на которых был построен последний фильм Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России) оппозиционера Алексея Навального. Антикоррупционные митинги собрали тысячи людей в десятках городов по всей стране 26 марта. В Москве несанкционированная властями города акция завершилась массовыми задержаниями.
Своего политического интереса Навальный, претендующий на участие в президентских выборах 2018 года, не скрывает. Что не отменяет болезненности темы, которую он сделал своим коньком.
С проблемой коррупции во власти борются фактически с первых дней существования новой России, и она по-прежнему представляет собой прекрасную почву для популизма.
Юридическая пробуксовка
25 лет назад, 4 апреля 1992 года, был издан указ президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Он был первым антикоррупционным нормативно-правовым документом. С этого момента чиновники подверглись запрету на ведение предпринимательской деятельности и должны были предоставлять информацию о доходах, вкладах, ценных бумагах и имеющихся кредитах при назначении на руководящую должность.
Отдельный закон «О борьбе с коррупцией» Государственная дума пыталась принять несколько раз с 1993 по 1998 год. Закон предусматривал создание межведомственной комиссии Совета безопасности по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией как специального органа по борьбе с коррупцией. Однако законопроект сначала не был подписан президентом, отправившись на доработку, затем закон с аналогичным названием в 1998 году был отклонен уже самой Думой.
В 1999 году был создан Национальный антикоррупционный комитет (НАК), главной задачей которого стала борьба с коррупцией и оказание воздействия на власть в целях активизации антикоррупционной деятельности. Антикоррупционные принципы были заложены и в закон РФ «О государственной службе Российской Федерации» 2003 года.
В 2006 году Россией была ратифицирована Конвенция ООН по противодействию коррупции, однако с изъятиями, среди которых наиболее заметное — 20-я статья о незаконном обогащении.
Согласно ей чиновник может быть подвержен уголовному преследованию в случае, если рост его активов не имеет очевидного и законного обоснования. По мысли российских законодателей, она нарушала принцип презумпции невиновности, заложенный в Конституции РФ.
24 ноября 2003 года указом президента Владимира Путина был создан Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией, в который вошли представители правительства, Совета Федерации, Государственной думы, а также председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ. Основной задачей данного совета являлось оказание содействия президенту страны в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.
Первый пакет законов о противодействии коррупции был принят во время президентства Дмитрия Медведева 25 декабря 2008 года. Законом «О противодействии коррупции» предусматривалось, что чиновник обязан предоставлять информацию о доходах и имуществе себя и своей семьи. Экс-чиновникам разрешалось заниматься предпринимательской деятельностью только при условии согласия комиссии по соблюдению требований служебного поведения государственных гражданских служащих.
В соответствии с законом, чиновник должен информировать правоохранительные органы при любых фактах склонения к коррупционным действиям.
С 2012 года Владимир Путин, вернувшись на президентское кресло, продолжил усилия предшественника в сфере национальных планов по противодействию коррупции.
В 2013 году глава государства заявил: «Мы и дальше будем самым серьезным образом, повторяю еще раз, вне зависимости от должности и партийной принадлежности, с корнем вырывать эту заразу. Пусть все об этом знают».
Были приняты Национальные планы по противодействию коррупции 2012–2013, 2014–2015 и 2016–2017 годов. В конце 2015-го Владимир Путин утвердил стратегию национальной безопасности, в которой было отмечено, что коррупция является препятствием к устойчивому развитию страны и реализации ее стратегических национальных приоритетов. Последний из планов, действующий на текущий период, отличает подготовка правительством и Генеральной прокуратурой методических указаний для чиновников по рассмотрению и выявлению ситуаций, связанных с конфликтом интересов. Помимо этого также предполагается компьютеризация этой работы и использование практики конфискации незаконных доходов.
В дополнение к этим документам в июле 2015 года Владимир Путин издал указ «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», содержащий перечень поручений президента по повышению эффективности противодействия коррупции. В соответствии с указом, при главе каждого региона должны быть созданы комиссии по координации работы по противодействию коррупции.
Гражданский контроль
По словам юриста центра антикоррупционной политики партии «Яблоко» Алексея Карнаухова, законодательство в сфере противодействия коррупции в России расширяется, но пока не дает значительных результатов.
«У нас противодействие коррупции происходит по принципу мух, которые размножаются, но убитыми становятся лишь единицы. Законодательство по противодействию коррупции расширилось, но существует масса лазеек, которые остаются, чтобы люди уходили от уголовного преследования», — считает собеседник «Газеты.Ru».
По мнению Карнаухова, борьба с коррупцией должна происходить на уровне гражданского общества. «Как у нас получается: чиновники занимаются коррупцией, они же ее предотвращают. Этим должно заниматься гражданское общество, которое пытаются уничтожить и перекрыть кислород», — считает он.
Впрочем, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов не соглашается с коллегой. С его точки зрения, коррупция зародилась в ельцинские времена, и тогда с ней никак не боролись. «Надо понимать, что коррупция началась с формирования новой России, — рассказал он. — Тогда люди думали, как захватить куски собственности, и именно тогда появилась региональная власть, которая была связана с бизнесом».
Сейчас, отмечает собеседник «Газеты.Ru», уровень борьбы с коррупцией значительно возрос. «При Ельцине же был только указ и потуги законов. Современная власть понимает, что коррупция — это угроза для экономической и национальной безопасности. Огромная работа проделана и делается».
Эксперт также указывает на активное взаимодействие власти с гражданским обществом. «Коррупция создает угрозу экономической и национальной безопасности страны, и государство это понимает, поэтому мы видим активное взаимодействие власти с профессиональным гражданским обществом».
Говоря о национальном плане по противодействию коррупции 2016–2017 годов, Кабанов утверждает, что план имеет свои новшества. «План был составлен при активном участии независимых гражданских экспертов, поэтому он наполнен конкретными мероприятиями, и теперь по этим задачам приходится отчитываться», — объяснил он.
Пятилетка посадок
Во время третьего срока президентства Путина число громких арестов высокопоставленных чиновников по обвинениям в коррупции выросло.
В 2013 году был задержан мэр Ярославля Евгений Урлашов. По версии следствия, Урлашов и его ближайшие соратники требовали от Сергея Шмелева, директора компании «Радострой», которая выполняла работы по содержанию дорог Ярославля, 18 млн руб. Еще одну взятку в размере 17 млн руб., по мнению следствия, бывший мэр Ярославля получил от генерального директора «Ярдорстроя» с целью передачи компании контрольного пакета акций «Городского дорожного управления».
В 2015 году был арестован Александр Реймер, бывший руководитель Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), по обвинению в хищении 2,7 млрд руб. путем завышения закупочных цен на приобретение электронных браслетов для контроля арестованных.
В том же году был арестован бывший губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин при получении взятки в размере $5,6 млн при заключении государственного контракта на строительство одного из блоков Южно-Сахалинской ТЭЦ. Владимир Путин уволил Хорошавина с поста губернатора в связи с утратой доверия.
В ночь на 1 мая 2016 года мэр Владивостока Игорь Пушкарев, занимавший пост с 2008 года, был задержан по подозрению в злоупотреблении полномочиями и коммерческом подкупе. По данным следствия, в 2009–2014 годах Пушкарев организовывал крупные закупки «Дорогами Владивостока» стройматериалов у компании «Востокцемент», которую контролируют его родственники. Следствие считает, что в результате действий мэра принадлежащее администрации предприятие «Дороги Владивостока» получило 158 млн руб. ущерба.
24 июня 2016 года в одном из столичных ресторанов при получении взятки был задержан губернатор Кировской области Никита Белых. Как утверждало следствие, общая сумма взяток, которые получил Белых лично и при помощи посредников, составила €400 тыс. За эти деньги экс-губернатор обещал двум предприятиям Кировской области покровительство со стороны правительства региона при реализации ими инвестпроектов и ведения предпринимательской деятельности.
В 2016 году министр экономического развития Алексей Улюкаев был задержан якобы при получении взятки в размере $2 млн. Как утверждает следствие, деньги были платой министру за выдачу документов о покупке «Роснефтью» половины «Башнефти». Само задержание было произведено в ходе следственного эксперимента, который подготовили благодаря прослушке телефонных разговоров.
В июле 2016 года сотрудниками ФСБ были задержаны замначальника Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Москве Денис Никандров, глава УСБ СК РФ Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов. В отношении их было предъявлено обвинение в получении взятки по предварительному сговору в размере $1 млн.
Зимой 2014 года руководитель антикоррупционного главка полиции (ГУЭБиПК) Денис Сугробов лишился своей должности и был обвинен в создании на своем рабочем месте организованного преступного сообщества, а также в превышении должностных полномочий и провокации получения взятки. Дело получило особый резонанс, когда в июне того же года заместитель и друг Сугробова Борис Колесников, проходивший по тому же делу, выбросился из окна центрального здания Следственного комитета в Москве.
9 сентября 2016 года был задержан полковник МВД Дмитрий Захарченко по подозрению в получении взятки и злоупотреблении полномочиями. В ходе обысков ФСБ у Захарченко было обнаружено около 9 млн руб.
«Я не брал взятку. Это ничем не подтверждено. Если это взятка, то за что?» — прокомментировал Захарченко во время судебного процесса.
В годовщину первого указа 4 апреля 2017 года под задержание попал глава Удмуртской Республики Александр Соловьев, подозреваемый в получении взятки от подрядчиков по крупному инфраструктурному проекту федерального значения — строительству нескольких мостовых переходов, позволяющих значительно сократить путь от Москвы до Екатеринбурга.