Если режим прекращения огня, который вступает в силу 1 апреля, продержится в течение недели, ВС Украины и самопровозглашенные ДНР и ЛНР начнут отвод тяжелых вооружений из зоны боевых действий. Эти действия являются одним из основных требований минских соглашений, цель которых — урегулирование ситуации на юго-востоке Украины.
Согласно минским соглашениям, Киев и самопровозглашенные республики должны отвести технику и прекратить бои. После этого Киев должен провести ряд реформ, расширяющих автономию Донбасса, а территории ДНР и ЛНР — подготовиться к проведению здесь выборов по украинскому законодательству. Затем Донбасс и остальная часть Украины должны воссоединиться. Это, в свою очередь, будет означать успешное завершение конфликта — по крайней мере с юридической точки зрения.
Впрочем, стороны по-разному оценивают перспективность этих переговоров, которые то и дело срываются в новое обострение боевых действий в Донбассе. «Газета.Ru» разобралась, как оценивают перспективы выполнения минских соглашений Украина, Донбасс, Россия и ЕС, который представлен Германией, Францией, а также ОБСЕ.
Киев: соглашения невыполнимы
Украина не сможет выполнить минские соглашения, рассказывает «Газете.Ru» источник в администрации президента Украины. Тот факт, что руководство страны эти документы подписывало и брало на себя соответствующие обязательства, Киев считает неактуальным.
«Выполнение «Минска» приведет к росту внутриполитического напряжения и масштабным акциям протеста, поскольку фактически страна должна амнистировать боевиков (так в Киеве называют ополченцев ДНР и ЛНР. — «Газета.Ru»). Как на это отреагируют тысячи раненых солдат, а также семьи погибших?» — говорит он.
На протяжении трех лет с начала конфликта у украинцев наблюдается неприязнь к жителям Донбасса. Например, вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Анатолий Топал рассказывает, что людям с донецкой или луганской пропиской сложно снять жилье в Киеве. Им приходится собирать множество документов, едва ли не приносить справку о доходах с работы, доказывая свою платежеспособность и «адекватность».
Жителей востока негласно обвиняют в начавшихся боевых действиях и гибели тысяч людей.
Игнорировать мнения украинцев президент страны Петр Порошенко не может.
Источник «Газеты.Ru» утверждает, что украинские дипломаты делают все, чтобы «шар оказался на российской стороне». Среди последних событий, которые подрывают процесс, по версии властей Украины, — нарушение минских соглашений из-за признания Россией документов, выданных в самопровозглашенных ЛНР и ДНР.
«Подписание президентом РФ Владимиром Путиным указа о признании на территории Российской Федерации документов, выданных гражданам, постоянно проживающим на территориях Луганской и Донецкой областей, оккупированных пророссийскими боевиками, является прямым нарушением минских соглашений», — заявила агентству «Интерфакс-Украина» член комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны Ирина Фриз.
Кроме того, нынешнему украинскому руководству сегодня невыгодно интегрировать Донбасс, поскольку этот регион традиционно отдает предпочтение «Оппозиционному блоку» (наследнику Партии регионов Виктора Януковича, президента страны, свергнутого «евромайданом»). Именно из-за отсутствия голосования на востоке страны в мае 2014 года Петр Порошенко победил в первом туре, набрав 54,7% голосов избирателей.
«Никто и никогда не признает этого публично, тем более что рейтинг пророссийских сил растет», — уточняет источник «Газеты.Ru».
По данным социологического опроса Active Group, который проводился с 24 февраля по 3 марта, за главу партии «Батькивщина» Юлию Тимошенко готовы проголосовать 14,7% избирателей, за Петра Порошенко — 12,5%, а за представителя «Оппозиционного блока» — 8,9%. Избиратели Восточной Украины могут оказать негативное влияние на рейтинг Порошенко, который уже объявил о намерении баллотироваться на второй срок.
Сегодня одна из главных идей официального Киева — переформировать минский процесс, подключив к нему США, или выработать новый формат. Это даст украинским властям возможность начать переговоры на более удобных основаниях, например, исключив из них пункты, требующие провести конституционные реформы.
О перезапуске минского процесса, по данным украинских экспертов, пойдет речь на встрече Порошенко с американским коллегой Дональдом Трампом.
Донбасс: соглашения на паузе
В самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках подчеркнуто поддерживают «Минск-2» (в противовес «Минску-1», к картам разграничения сторон которого от 19 сентября 2014 года все время апеллирует Киев). И даже введение внешних государственных администраций на предприятия украинской юрисдикции и публично объявленная политика экономической интеграции их в Россию, с точки зрения руководства республик, этим договоренностям не противоречат.
Еще в июне 2016 года переговорщики ДНР в Минске отрицали сам факт голосования по закону о национализации украинской собственности. А украинские представители грозились выйти из минского процесса, если факт «национализации» предприятий подтвердится.
Сейчас председатель парламента ДНР Денис Пушилин требует обсудить в экономической подгруппе в Минске экономическую блокаду республики, поскольку эти действия, по его словам, явно нарушают договоренности.
Что касается «введения внешних администраций», а также признания паспортов ДНР и ЛНР Россией, то эти меры рассматриваются как временные, «до выполнения минских соглашений», и, с точки зрения местной власти, не сопровождаются сменой собственников.
«Раньше, чем Украина выполнит минские договоренности, и пока не будет всецелого политического урегулирования, внешние администрации предприятия не покинут», — прокомментировал нынешнюю ситуацию Пушилин.
Неофициально в Донецке говорят о скором обнулении минского процесса, но исключительно по вине Украины.
«Думаю, со стороны Киева может произойти провокация, после которой страны-подписанты уже не смогут и дальше делать вид, что минские соглашения — единственный выход. А так как Порошенко уже не очень контролирует ситуацию в зоне боевых действий, то такая провокация неизбежна. К тому же Украина очевидно не может выполнить «Минск-2», — рассказал «Газете.Ru» источник в совете министров ДНР.
Вместе с тем среди чиновников в Донецке с февраля 2017 года популярно мнение, что минские соглашения «обнулятся» из-за вспышки вооруженного противостояния или какой-либо провокации. В ДНР полагают, что к концу 2017-го, максимум к началу 2018 года может измениться ситуация относительно признания Россией независимости самопровозглашенных республик. Особенно популярны подобные настроения среди военных.
В настоящий момент нельзя с точностью утверждать, насколько эти тенденции реальны и не пытается ли местное руководство использовать их для того, чтобы вселить в подчиненных уверенность в завтрашнем дне в достаточно сложных текущих условиях.
В любом случае местные наблюдатели обращают внимание на отсутствие подготовки к выборам в самопровозглашенных республиках и снижение активности местных общественно-политических движений в этом направлении.
Ранее выборы в Донецке и Луганске с 2015 года переносились каждые три месяца, пока 6 ноября 2016 года переносить выборы отказались вовсе, синхронно постановив, что они откладываются «до принятия отдельного решения о дате их проведения».
Москва: соглашения безальтернативны
Российская позиция относительно минского формата при этом остается неизменной. В минском процессе присутствуют ОБСЕ, которая выступает в качестве модератора урегулирования ситуации на юго-востоке Украины, собственно две конфликтующие стороны — это Украина и республики Донбасса, а также Россия, выступающая гарантом исполнения минских соглашений.
Однако реализация минских соглашений буксует, потому что Украина тактически пытается любыми способами затянуть рассмотрение неудобных для себя вопросов — это экономические, политические и гуманитарные вопросы, считает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
При этом позиция Киева упирается в то, что сначала необходимо решить вопросы, связанные с безопасностью, и только потом переходить к разрешению всех остальных противоречий.
«Собственно минские соглашения могут быть реализованы исключительно как набор параллельных мер в политике, в экономике и в гуманитарной сфере», — подчеркнул Чеснаков в беседе с «Газетой.Ru».
Вместе с тем то состояние, в котором в настоящий момент оказался минский формат, политолог не считает тупиком, поскольку сами соглашения являются тем набором мер, который необходим, чтобы Донбасс мог быть в конечном итоге инкорпорирован в политическое и экономическое пространство Украины.
Поскольку Москва является гарантом реализации этих договоренностей, Россия не отказывается от минского процесса. Тем не менее, по словам Чеснакова, продолжать работу в нынешнем формате бессмысленно, так как «Украина целенаправленно ведет такую политику, чтобы Москва возмутилась и отказалась от него».
«Киев всеми силами пытается не просто сорвать минский формат, а обвинить в этом срыве Москву», — подчеркнул собеседник «Газеты.Ru».
По его словам, выход Москвы из «Минска-2» только сыграет на руку целям, которые преследует официальный Киев.
При этом в случае необходимости поиска альтернативных вариантов развития минского формата эти альтернативы следует искать внутри его самого.
«Внутри этого процесса есть переговорные площадки, некий набор альтернатив, набор решений, которые должны устраивать все стороны. Попытки как-то находить решения за пределами минского процесса обречены,
поскольку этот процесс согласован и одобрен, начиная с Совета Безопасности ООН и заканчивая высшим политическим руководством ряда стран и международных организаций», — рассказал Чеснаков.
Это подтверждается и тем, что попытки украинских политиков присоединить к минским переговорам США встречают сопротивление со стороны Германии и Франции. Сам Вашингтон не готов сформировать определенную позицию относительно того, насколько им самим нужно присоединяться к минскому формату.
«Украинская сторона использует апелляцию к США, понимая, что это невозможно реализовать. Зато это может затянуть в очередной раз процесс переговоров», — подчеркнул Чеснаков.
Европа: поиски «дорожной карты»
В минских переговорах в рамках «нормандской четверки» активно участвуют Германия и Франция. Обе страны неоднократно говорили, что из тупика нужно выходить. У европейских дипломатов уже есть одна идея — разработка «дорожной карты», которая детализирует процесс и положит конец спорам, кто и когда должен отводить военную технику и проводить реформы.
По данным европейского дипломатического источника «Газеты.Ru», знакомого с ходом переговоров, в ЕС пока не считают нужным подключать к переговорам США, стремясь решить конфликт внутренними силами.
<6>О необходимости разработки «дорожной карты», которая стала бы инструментом достижения устойчивого режима прекращения огня в Донбассе, заговорили еще летом 2016 года. Франк Вальтер Штайнмайер, тогда еще министр иностранных дел, а ныне — президент Германии, заявил, что минскому формату нужен новый политический импульс.
«В противном случае существует опасность, что мы будем топтаться на месте, снова откатимся назад или вновь будем втянуты во все сильнее раскручивающуюся спираль эскалации», — говорил в августе прошлого года немецкий политик. Предложения главы МИД Германии, позже получившие название «формула Штайнмайера», определяют механизм введения в действие закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на временной основе в день выборов и на постоянной основе — после публикации отчета ОБСЕ о результатах выборов.
Эта формула, по версии Берлина, может изменяться. Главное — добиться общего согласия всех сторон в том, какие шаги и кто должен принимать в данное конкретное время.
При этом официальный представитель Украины в трехсторонней контактной группе на переговорах в Минске Ольга Айвазовская в эфире украинского «Пятого канала» подтвердила, что Киев целенаправленно затягивает вопрос о местных выборах в Донбассе. А официальный представитель ЛНР в той же группе сообщил, что Украина в минском формате рассматривать «формулу Штайнмайера» не намерена.