23 марта близкий к «Исламскому государству» (ИГ, организация запрещена в России) информационный ресурс Amaq сообщил о том, что террористический «халифат» взял на себя ответственность за лондонский теракт. В публикации также цитировались отдельные части заявления ИГ.
За два часа до этого в парламенте Великобритании выступила премьер-министр Тереза Мэй, которая сообщила, что террорист действовал в одиночку, но был «воодушевлен исламистской идеологией».
По словам премьера, нападавший был уроженцем Великобритании и ранее вызывал подозрения контрразведки из-за экстремистских взглядов.
22 марта неизвестный за рулем автомобиля начал сбивать людей рядом со зданием британского парламента, на Вестминстерском мосту Лондона. Протаранив ограду, он остановил машину, вышел из нее, напал с ножом на полицейского и был застрелен. Почти сразу же полиция Лондона квалифицировала инцидент как теракт.
По данным Скотленд-Ярда от 23 марта, в результате атаки погибли четыре человека, 29 человек были ранены.
Личность подозреваемого по-прежнему неизвестна. Весь вечер и ночь 22 марта британские издания выдвигали предположения о мотивах и личности террориста, однако ни одна из версий пока не подтвердилась. Какое-то время пользователи соцсетей, а позже и некоторые британские СМИ (The Independent, например, дала ссылку на источник в полиции) предположили, что исполнитель теракта — радикальный исламист Абу Иззадин (Тревор Брукс), спикер радикальной исламской организации «Аль-Гураба» в Великобритании. Однако позже стало известно, что Иззадин физически не мог совершить теракт.
в отдельном репортаже
Несколько источников из британских силовых ведомств, адвокат, а также родной брат Иззадина подтвердили, что тот до сих пор находится в тюрьме. Так отпала одна из немногих самых правдоподобных версий о личности нападавшего.
Сценарий террора
«В настоящий момент в сети циркулируют два абсолютно идентичных заявления от Amaq — английская и арабская версии. В них ИГ берет на себя ответственность за теракт в Лондоне, а саму атаку называет реакцией на операцию, проводимую коалицией в Сирии», — рассказала Евгения Гвоздева, директор программ Европейского центра стратегических исследований и безопасности (ESISC, Бельгия).
По ее словам, пока нет оснований сомневаться в подлинности заявления и в том, что теракт был действительно совершен «солдатом ИГ» (так террориста называют в сообщении Amaq).
«Заявление абсолютно стандартное. Полностью соответствует тому, как обычно ИГ берет на себя ответственность. Обращает внимание то, что в заявлении не указано количество жертв и не дается информация о личности нападавшего. Однако указывается, что организатором был только один человек», — считает Гвоздева.
На основе заявления эксперт предполагает, что ИГ, скорее всего, оперирует той же информацией, что и СМИ. Обращает на себя внимание тот факт, что «халифат» обычно не торопится брать на себя ответственность за теракты, а если и берет, то в скором времени предоставляет доказательства своей причастности.
«Исходя из того что в заявлении не говорится о конкретном количестве жертв, можно предположить, что террорист был одиночкой, который вдохновился пропагандой ИГ онлайн. Следует помнить, что ИГ не берет на себя ответственность за все подряд. То есть если оно взяло на себя ответственность, то в ближайшее время должно появиться или какое-то заявление от непосредственно нападавшего, где он присягает на верность «халифату», или какие-то другие данные, подтверждающие, что теракт был произведен во имя «халифата», — говорит Гвоздева.
По такому же сценарию ИГ взяло на себя ответственность за теракт в Берлине в 2016 году. Спустя несколько дней в сети появилось видео, где его исполнитель присягает на верность «халифату» и объясняет мотивы своих действий. К слову, в тогдашних заявлениях ИГ террорист также назывался «солдатом «Исламского государства».
Лондонский теракт был совершен при помощи ножа, без взрывчатки и огнестрельного оружия. Пользоваться именно такой тактикой последние полгода ИГ призывало в своих пропагандистских материалах.