20 марта заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов сообщил о деталях разговора с Гари Кореном, послом Израиля в Москве. По словам Богданова, российские дипломаты выразили свою обеспокоенность в связи с недавним инцидентом в Сирии.
В ночь на 17 марта израильские ВВС нанесли авиаудар по позициям сирийских правительственных сил близ Пальмиры. Недалеко от места проведения израильской операции дислоцировались российские военные.
Советник посольства Израиля в Москве по связям с прессой Алекс Кагальский отказался комментировать ситуацию.
17 марта отечественный МИД опубликовал официальное заявление о разговоре с Гари Кореном в Москве. По этим данным, посол Израиля прибыл на Смоленскую площадь для беседы с заместителями министра иностранных дел России Сергеем Рябковым и Михаилом Богдановым.
По этим данным, на встрече с Рябковым «были обсуждены некоторые актуальные вопросы международной безопасности». Богданов основное внимание уделил «последним событиям в Сирии и вокруг нее». МИД также подчеркивал, что встреча прошла по инициативе российской стороны.
20 марта Богданов подтвердил эту информацию и добавил, что между Россией и Израилем «существует специальный канал связи» для предотвращения военных инцидентов между двумя странами.
«Мы хотели бы, чтобы этот канал работал более эффективно и не было недопонимания относительно того, кто чем занимается», — резюмировал замминистра, добавив, что российский МИД обеспокоен произошедшим в Сирии инцидентом.
Иранский баланс
Источники, знакомые с ситуацией, сообщают, что между Израилем и Россией существует принципиальная договоренность на сирийском направлении. Израильские ВВС имеют возможность уничтожать ряд объектов на сирийской территории, которые представляют угрозу для их страны. Как правило, это склады с оружием для радикальной исламистской группировки «Хезболла», действующей на территории Ливана и вдоль северных границ Израиля. Перед такими военными операциями Иерусалим должен предупредить Москву о своих намерениях — для предотвращения опасных инцидентов.
Именно необходимостью борьбы с «Хезболлой» объяснил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху последнюю операцию страны в Сирии.
Впрочем, по словам одного из офицеров сирийской армии, на которого ссылается издание Al-Masrad News, позиции «Хезболлы» 17 марта задеты не были. Удар израильских ВВС пришелся на оборонительные позиции сирийской армии, подконтрольной президенту страны Башару Асаду.
По мнению политолога Эли Нахта, советника вице-спикера израильского парламента, реакция России на инцидент 17 марта — во многом демонстрация лояльности, нацеленная на Иран.
«Дело в том, что в последнее время было слишком много позитивного в российско-израильских отношениях, было несколько встреч Нетаньяху и Путина, так что Кремль решил сбалансировать этот момент и показать, что и у Израиля в Сирии есть «красная черта», за которую ему нельзя заступать», — считает собеседник «Газеты.Ru».
Иран — ближайший союзник и покровитель действующего режима сирийского президента Башара Асада. Москва также неоднократно отвергала призывы западных стран к немедленному свержению правления Асада.
По мнению Алексея Малашенко, руководителя исследований Института диалога цивилизаций и эксперта Московского центра Карнеги, данный инцидент является абсолютно нормальным в условиях гражданской войны в Сирии. Учитывая то, что «Хезболла» является непосредственным противником Израиля, последний будет делать все для борьбы с террористической угрозой, уверен эксперт.
Малашенко заключил, что случившееся вряд ли приведет к изменению отношений между Израилем и РФ, так как ненамеренность действий в отношении российских ВС в Сирии очевидна. Ухудшение отношений также не входит и в интересы РФ.
«Стрелу» не утаишь
После инцидента командование вооруженных сил Сирии заявило, что в ответ на действия израильской авиации по самолетам был открыт огонь из установок ПВО. Контратака произошла уже после возвращения самолетов на территорию Израиля. Одна из сирийских ракет была перехвачена и сбита израильской системой ПВО «Хец» («Стрела»), которая, согласно сообщениям израильских СМИ, была применена впервые.
Как заявил «Газете.Ru» Эли Нахт, налицо изменение подхода самого Израиля к действиям на территории Сирии. «Наши военные использовали ракетную систему «Хец», которую невозможно спутать ни с чем другим. Эти ракеты хорошо отслеживаются, — считает он.
— Таким образом, Израиль впервые за долгое время решил действовать в Сирии в открытую. Это сразу же вызвало у нас внутреннюю дискуссию, нужно ли было это делать. Но решение уже принято».
Ранее позиция Израиля заключалась в том, чтобы не признавать и не опровергать сообщения о ракетных ударах, которые ВВС страны наносили по сирийской территории.
ВС Сирии утверждают, что их ракетная атака уничтожила один из четырех израильских самолетов и повредила второй. Израильские власти эту информацию опровергают, заявляя, что все самолеты, участвовавшие в операции, успешно совершили посадку.
Тем не менее в воскресенье, 19 марта, министр обороны Израиля Авигдор Либерман в интервью для радиостанции «Голос Израиля» заявил, что Израиль уничтожит сирийские комплексы ПРО, если атака сирийских военных по авиации Израиля когда-либо повторится.