Скандал в Госдуме, вызванный жесткими заявлениями лидера ЛДПР Владимира Жириновского в среду, завершился 17 марта на специальном заседании комитета по вопросам местного самоуправления. Ситуация накалилась из-за предстоящих местных выборов в Рузском районе Подмосковья.
15 марта Жириновский заявил о том, что несколько местных кандидатур ЛДПР отказались от борьбы за мандаты под давлением региональных властей и партии «Единая Россия» (ЕР). Это давление и привело к снятию всего списка партии, утверждал лидер ЛДПР.
Тогда Жириновского решила осадить депутат от ЕР Оксана Пушкина, что вылилось в перепалку с обещаниями Жириновского «вешать и расстреливать». После этого политик вывел свою фракцию из зала заседаний.
Единороссы угрожали комиссией по этике, а Жириновский заявлял, что извиняться нужно не ему, а перед ним. Чтобы погасить конфликт, руководство Думы приняло решение провести расширенное заседание комитета по местному самоуправлению, чтобы разобраться в конфликте вокруг Рузского района.
17 марта на заседании комитета председательствовал его глава Алексей Диденко, член ЛДПР. По итогам заседания его коллеги-единороссы вместе с представителями других фракций решили, что это внутрипартийный конфликт и внимания Думы он не требует.
Дело в том, что в снятом списке ЛДПР было 11 человек. Заявление о личном снятии написали семеро. По законодательству этого достаточно, чтобы с выборов был снят весь список. Это и произошло.
На заседании присутствовал лишь один кандидат, взявший самоотвод в Рузской области, — Владимир Монов. Он заявил, что снялся из-за того, что итоговый список кандидатов на выборы не соответствовал некоему другому списку.
Два списка ЛДПР
Ситуация стала яснее после выступления руководителя Рузского отделения ЛДПР Михаила Кутьинова. Он заявил, что первоначально в местном отделении ЛДПР решили, что Кутьинов должен был быть не только включен в список депутатов, но и возглавить его. Однако в дальнейшем однопартийцы дали ему понять, что в списках Кутьинова не будет вообще.
«Позвонил Александр Валерьевич Калтайс. Он мне сказал: Жигарев сказал снять тебя со всех списков как кандидата в депутаты», — рассказал обиженный политик.
Кирилл Жигарев — зампред Московской областной думы. Также он является координатором регионального отделения ЛДПР и сыном депутата Госдумы, председателя комитета по экономполитике Сергея Жигарева. Александр Калтайс, по словам Кутьинова, «занимается выборами». В прошлом он был депутатом Московской областной думы, а сейчас числится референтом у Жигарева.
Несмотря на борьбу, в Рузском отделении первый вариант списка кандидатов ЛДПР — который рассчитывал возглавить Кутьинов — забраковали.
«Вы знаете, когда мне сказали, что меня в списках не будет? В день 70-летия! Нож мне по рукоять в печень вставили!» — описал свои чувства Кутьинов.
Кирилл Жигарев, также присутствовавший на заседании, все обвинения отрицал. «Согласно уставу ЛДПР, кандидаты в депутаты выдвигаются на конференции. Что и было произведено», — говорил он. Более того, по просьбе Кутьинова третьим номером в финальный список ЛДПР попал его внук, продолжал Жигарев.
Депутат уверен: семеро из одиннадцати представителей ЛДПР добровольно вышли из финального списка не из-за внутрипартийного конфликта с Кутьиновым, а из-за давления региональных властей. «Из-за личностного давления не снялись бы семеро человек», — рассказал он в беседе с «Газетой.Ru».
Михаил Кутьинов фигурировал в списках партии на выборы в Госдуму и Московскую областную думу, однако в обоих случаях не прошел. В разговоре с «Газетой.Ru» он заявлял, что результаты по Рузскому району на выборах для ЛДПР были выше, чем в среднем по области.
Загладили конфликт
По итогам заседания секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов торжественно заявил, что происходящее — явно внутрипартийное дело ЛДПР и вмешательство Думы здесь не требуется.
Председатель заседания Диденко из ЛДПР с ним был явно не согласен. Он предложил принять в качестве рекомендаций комитета заявление о необходимости дополнительных проверочных мероприятий. Кроме того, в ходе споров он не раз заявлял, что необходимо подумать об изменении партийного законодательства о снятии списков депутатов.
Диденко, впрочем, не поддержали.
Ранее сам Владимир Жириновский поспешил загладить конфликт. Он заявил, что слова о расстрелах были неправильно поняты и не относились к депутатам. «Я говорил о мафии, о преступности, о криминале, о коррупции. Это к ним мое обращение. Какое это имеет отношение к депутатскому корпусу? Я вас вообще в лицо не знаю даже многих, к вам это никакого отношения не имеет», — сказал лидер ЛДПР.
Представительница ЕР Оксана Пушкина в ходе заседания комитета, в свою очередь, заявила, что была не права в том, что перебила партийного лидера, а не сделала свое замечание в установленном порядке.