Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины в ответ на введение «внешних администраций» на предприятиях, расположенных на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, принял решение временно прекратить перемещение грузов через линию разграничения в Донбассе.
«СНБО принял решение приостановить перемещение грузов через линию соприкосновения. Предлагаю Совету национальной безопасности и обороны принять решение о временной полной остановке транспортного сообщения», — сказал секретарь СНБО Александр Турчинов.
Также введение фактически транспортной блокады со стороны Украины подтвердил и президент страны Петр Порошенко, который заявил, что транспортное сообщение между Украиной и республиками Донбасса будет восстановлено тогда, когда предприятия Донбасса вернутся под украинскую юрисдикцию. Вместе с тем глава государства пообещал не препятствовать прохождению гуманитарных грузов через линию соприкосновения.
Эти решения властей Украины происходят на фоне попытки снять железнодорожную блокаду с Донбасса, организаторами которой выступают наиболее радикально настроенные ветераны боевых действий на юго-востоке страны.
В свою очередь власти ДНР уже отреагировали на фактически синхронное решение президента Украины и СНБО, подтвердив, что не собираются снимать запрет на вывоз продукции и сырья на подконтрольные Киеву территории до тех пор, пока Украина не выполнит свою часть обязательств по минским соглашениям.
«Решение (президента Украины) Порошенко и СНБО — это внутренняя история бывшей Украины. Точнее, это факт внутренней борьбы за власть в Киеве, которую Порошенко, похоже, проигрывает.
К нам это уже не имеет никакого отношения», — заявил РИА «Новости» глава ДНР Александр Захарченко.
Президент берет инициативу в свои руки
Теперь, когда все активы в Донбассе перешли к новым управляющим, президент Петр Порошенко, реагируя на внутренний кризис с ветеранами боевых действий и на произошедший захват предприятий на неконтролируемых территориях, решил возглавить процесс блокады лично.
Одновременно ужесточается режим в Донбассе, вводится ночной комендантский час, волонтерские машины проезжают блокпосты только в том случае, если их встречают военные из частей, куда они следуют, а президент Порошенко заявил о недопустимости появления вооруженных людей в тылу воюющей армии.
Заявлению предшествовало несколько инцидентов. Под Славянском на блокпосте полицейские не пропустили машину скорой помощи для 54-й бригады. Медицинский транспорт в вооруженных силах Украины (ВСУ) весь закупается волонтерами за деньги доноров в Европе, за все время конфликта государство не закупало такие автомобили для нужд армии.
Конфликт со «скорой» вызвал большой резонанс в украинском обществе. Равно как и запрет на перевозку личного легального оружия в зоне боевых действий. Снайперское современное оружие и боеприпасы для ВСУ тоже закупаются в основном на деньги меценатов и волонтеров и поступают в личное распоряжение конкретных снайперов.
Сейчас за счет решения СНБО власть в Киеве постарается перехватить инициативу у радикалов, помешать запустить предприятия в самопровозглашенных республиках, взять под контроль тылы армии в Донбассе,
вытеснив оттуда самодеятельные группы ветеранов и по возможности прекратить стихийные атаки на российские банки.
Активы все-таки ушли
До сегодняшних громких заявлений в ситуации со взятыми «под внешнее управление» предприятиями Донбасса была полная информационная неопределенность. Еще 2 марта группа СКМ Рината Ахметова заявила на Ирландской бирже, что «на 14.00 контроль над активами сохраняется».
Буквально через неделю другая управляющая компания украинского олигарха — ДТЭК — объявила о приостановке добычи угля в холдингах «Ровенькиантрацит», «Краснодонуголь» и «Свердловантрацит» (находятся на территории ЛНР).
При этом было непонятно, каков уровень контроля над активами у самопровозглашенной Луганской народной республики, если заявления о прекращении добычи делает старый собственник.
Все это происходило на фоне заявлений о потере контроля над «Донбасс-Ареной», базой ФК «Шахтер», офисного центра «Пушкинский». Последним сделала заявление также принадлежащая Ахметову группа ЭСТА, которая управляет отелями «Донбасс Палас» и «Парк Инн» и на которые также вошла внешняя администрация.
На этом фоне молчание по поводу основных металлургических активов Ахметова и настойчивые попытки украинской власти снять блокаду ветеранов АТО с железнодорожных путей давали повод для догадок и слухов по поводу возможных теневых договоренностей вокруг заводов.
Тем более что выяснить ситуацию в Донецке фактически не представляется возможным: ЗАО «Внешторгсервис», которому передано управление над основными металлургическими активами, зарегистрировано в Донецке по несуществующему адресу — улица Артема, дом 103. Попытки выяснить, где эта организация находится физически, вызывают у пресс-служб ДНР только улыбки.
В какой-то момент собственникам стало окончательно понятно, что активы уходят и договоренностей не будет.
15 марта синхронно с решением СНБО последовало заявление ДТЭК о потере контроля над активами. В документе говорится, что сразу несколько предприятий «получили извещения о необходимости перерегистрации <…> и начале инвентаризации имущества».
Интересно, что скан соответствующего письма министерства угля и энергетики ДНР о начале инвентаризации, опубликованный на сайте СКМ, датирован 13 марта. Почти спустя две недели после объявления о введении внешнего управления.
«Все идет по-разному и с разными результатами. Наиболее эффективно сработал министр связи (ДНР Виктор) Яценко, который взял вооруженную поддержку и резко вошел на «Укртелеком», не дав испортить оборудование. В итоге уже сегодня восстановлен интернет для двух сотен тысяч потребителей. Кроме того, на предприятии была обнаружена большая сумма наличных, за счет которой тут же выдали заработную плату сотрудникам в рублях», — пояснил источник в правительстве ДНР.
Собеседник «Газеты.Ru» также добавил, что министры угля и промышленности «одно время только жаловались» и «не шли на решительные меры».