13 марта ЦИК Абхазии сообщил о том, что Александр Анкваб, свергнутый три года назад президент республики, набрал более 52% голосов избирателей в округе Гудаута. Это значит, что политик становится депутатом парламента.
На выборах в Абхазии, состоявшихся накануне, присутствовали 39 иностранных наблюдателей из России, Карабаха, Южной Осетии, самопровозглашенных республик Донбасса и Приднестровья. В списки избирателей включены 131,5 тыс. человек.
В 35 мандатных округах за право представлять волю народа соперничали 137 кандидатов. 113 из них были выдвинуты инициативными группами, и только 24 кандидата были выдвиженцами от четырех партий. Партия президента Рауля Хаджимбы «Форум народного единства Абхазии» выставила на выборы шесть человек, оппозиционные «Амцахара», «Аинар» и «Народный фронт за справедливость и развитие» выставили семь, восемь и три кандидата соответственно.
Помимо Анкваба о победе в первом туре могут заявить еще 11 депутатов. Среди них — еще один кандидат от оппозиции, бывший глава службы госбезопасности Аслан Бжания, прошедший во второй тур.
Второй тур пройдет в 22 округах из 35. Еще в одном округе будут проведены повторные выборы. Даты для дополнительного проведения голосований пока не назначены, однако согласно абхазским законам мероприятия должны пройти в течение двух недель после первого тура.
«Ощущается определенная нормализация обстановки, — рассказала «Газете.Ru» Марина Гумба, член политсовета оппозиционной партии «Амцахара». — Александр Анкваб доказал, что достоин представлять свой народ, несмотря на множество препятствий со стороны власти, в том числе митингов против его кандидатуры».
По словам Гумбы, несмотря на конфликт между оппозицией и президентом Раулем Хаджимбой, который достиг пика в июле прошлого года, к нынешним выборам власть изменила подходы. Именно Хаджимба сменил Анкваба на президентском посту после подъема протестного движения в мае 2014 года.
«Не думаю, что власть стала больше прислушиваться к оппозиции. Но стало меньше подстрочных угроз, — считает собеседница «Газеты.Ru». — Кроме того, многие представители оппозиции стали по-другому относиться к нам».
В марте 2016 года инициативная группа при поддержке оппозиции подала в ЦИК Абхазии документы с требованием провести референдум о перевыборах президента и собрала 19 тыс. подписей при 10 тыс. необходимых.
Противники Хаджимбы заявили о фактическом срыве назначенного на 10 июля плебисцита. Оппозиция утверждала, что власть использует агрессивное административное давление на тех, кто собирается проголосовать против нынешнего главы республики.
Оппозиция потребовала смещения главы МВД Леонида Дзапшбы за ухудшение криминогенной обстановки и нарушение избирательных прав граждан. Ранее в интернете появилась аудиозапись, где Дзапшба приказывал своим сотрудникам отказаться от участия в референдуме.
После митингов 5 июля в Сухуми протестующие пошли на штурм здания МВД. Произошла перестрелка, в которой пострадали 19 человек. Хаджимба под давлением оппозиции отстранил министра от обязанностей до окончания прокурорской проверки. Впрочем, референдум о перевыборах президента, как и ожидалось, завершился провалом. Явка составила 1,23%.
И власти, и оппозиция в Абхазии — пророссийская. Тем не менее, противоборствующие силы обвиняют друг друга в том, что их противники не могут воспользоваться помощью Москвы эффективно. В 2015 году помощник президента России Владислав Сурков, подписав с Абхазией и Южной Осетией договоры о союзничестве и интерграции, пообещал обеим спорным республикам увеличение экономической помощи. Уже в 2016 году объем российской помощи Абхазии увеличился более чем вдвое — с 2,7 до 7,7 млрд рублей.
«Референдум показал, что оппозиция не так сильна. Однако ее позицию все же следует учесть. Правительство может стать площадкой для более эффективного согласования интересов. И, вероятно, Хаджимба выстраивает перспективы исполнительной власти на более длительный период», — рассуждал после референдума в беседе с «Газетой.Ru» Алексей Чеснаков, директор прокремлевского Центра политической конъюнктуры.
Оппозиция сплотилась
Оппозиционные партии пришли к выборам хорошо подготовленными, и в результате взаимных уступок в разных избирательных округах они получили неплохой общий результат, считает Марина Гумба.
«Прежде чем говорить о планах, нам надо дождаться результатов второго тура, — говорит она. — Впрочем, уже сейчас можно сказать, что в «Амцахаре» пройдет кое-какая реорганизация. Будем привлекать больше молодежи».
Парламент заседает в течение пяти лет, и вполне возможно, что следующая пятилетка сильно изменит существующую избирательную систему.
Мажоритарная, которую до сих пор использовали в Абхазии, будет заменена смешанной. Реформа была запущена еще до выборов.
От нового парламента власти ожидают завершение этой реформы и дальнейшее изменение конституции.
По словам Валерия Агрбы, занимавшего до этих выборов пост главы комитета по правовой политике, государственному строительству и правам человека абхазского парламента, существующая система «не дает правовых импульсов для устойчивого развития, в том числе социально-экономического», которое так требуется Абхазии.
Республика Абхазия вместе с Южной Осетией получили независимость от Грузии в результате южноосетинского конфликта в 2008 году, в котором участвовала в том числе Россия. Помимо Москвы Абхазию также признали Венесуэла, Никарагуа, Науру.
Грузия считает Абхазию своей территорией, оккупированной Россией. В день выборов, 12 марта, Тбилиси в очередной раз заявил о незаконности происходящих в республике процессов.
«Указанные действия представляют собой очередную попытку легитимации этнической чистки, военной интервенции, оккупации и результатов осуществляемой против государственности Грузии агрессии со стороны России», — говорит грузинский МИД в своем заявлении.