В отношениях России и Турции в очередной раз проявился неприятный эпизод: турецкие порты без объяснения причин отказываются принимать суда, загруженные в Крыму. Об этом журналистам сообщил директор компании-оператора паромной линии «Крымское морское агентство» Станислав Гвоздилов. По его словам, турецкая стороны не объясняет причин своих действий.
«Паромное сообщение с Турцией пока приостановлено. Из Крыма не принимают паромы, это уже длится две недели», — цитирует Гвоздилова РИА «Новости».
Приостановка паромного сообщения сделала невозможными поставки продуктов и товаров из Турции в Крым, однако неудобства испытывают не только жители полуострова. Озабоченность этим вопросом выразил и директор турецкой логистической компании Selin Global Foreign Trade Аргызул Каймачи.
«В последнее время, когда наши корабли прибывают из Севастополя, они так и не пришвартовываются в порту Зонгулдак. Это очень большая проблема, так как весь груз мы обязаны возвращать обратно экспортерам.
Корабль не швартуют, а значит, невозможно его разгрузить. На данный момент морская торговля между Крымом и Турцией остановлена», — говорит Каймачи в интервью турецкому изданию Hürriyet.
По его словам, сложившаяся ситуация приносит большие убытки как для турецких экспортеров, так и для крымских импортеров: законтрактованы большие объемы поставок турецких товаров, спрос на которые в Крыму очень высок. В первую очередь речь идет о цитрусовых, других свежих фруктах и овощах, а также о строительных материалах.
«Спрос очень высок, и поэтому проблемы сейчас слишком велики. Инвестиции сделаны, есть много текущих контрактов, партнеры ждут ответов от нас. Мы готовы возобновить работу, как только будет такая возможность», — заявляет Каймачи.
Никаких официальных документов, объясняющих причины сложившейся ситуации, турецкие власти не предоставляют, говорит руководитель логистической компании.
«Мы не можем получить ответ, потому что нет официального обращения. Нам могут ответить в устной форме. Однако официально никакой информации мы так и не смогли получить», — говорит он.
Кроме того, он добавил, что формальной причиной недопуска судов в порты является отсутствие документов, подтверждающих таможенное оформление товаров.
Однако единственной причиной для отказа принимать суда, по словам Каймачи, является то, что они прибыли из Крыма.
«Запрет наложен из-за того, что корабли прибыли из Крыма. У нас есть турецкие корабли, на которых работает целиком и полностью турецкий персонал. Но корабль до сих пор не может пришвартоваться. Причина — он прибыл из Крыма», — говорит он.
Станислав Гвоздилов с этой точкой зрения согласен. «Не принимаются все корабли из Крыма, — подтвердил он. — Российские корабли из других регионов принимаются, из Новороссийска например, а из Крыма — нет».
«Получается, что причина в том, что Турция не признает российский Крым. По логике выходит так», — резюмирует оператор паромной линии.
Неудачное восстановление
В 2015 году морское сообщение России и Турции было прервано после того, как в Сирии турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24.
Осенью 2016 года, после начала потепления отношений между Москвой и Анкарой, крымско-турецкое морское сообщение было восстановлено.
28 октября паром «Варяг» отправился из Севастополя в турецкий порт Зонгулдак. В Турцию паром отправился пустым — после годового перерыва крымским экспортерам приходилось восстанавливать клиентскую базу с нуля. А вот обратно в Севастополь «Варяг» вернулся с грузом из 700 тонн апельсинов и мандаринов, а также строительных материалов и бытовой техники.
Изначально планировалось, что «Варяг» будет совершать рейс между Севастополем в Зонгулдаком каждую неделю. Из Турции судно отправлялось в субботу-воскресенье, а из Севастополя — в понедельник-вторник. Сложившаяся «блокада» сильно помешала этому графику.
По словам Станислава Гвоздилова, на данный момент решение существует одно: «Идти в другой порт и уже оттуда идти швартоваться в турецкие порты. Но пока так никто не сделал, все стоят.
Сейчас идут переговоры о решении этой проблемы, но к чему и когда придем, сказать не могу».
Напомним, что Турция не признает итогов референдума весны 2014 года, в результате которого Крым и Севастополь вошли в состав России. Турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявлял, что эта позиция останется неизменной, несмотря на важность для Анкары сотрудничества с Москвой. Тем не менее к западным санкциям против РФ Турция до сих пор не присоединялась.