В ходе встречи Путин пригласил федерального канцлера Германии Ангелу Меркель и президента страны Франка Вальтера Штайнмайера посетить Россию.
«Мы ждем с визитом госпожу федерального канцлера, прошу передать ей самые лучшие пожелания. Будем рады видеть и господина президента, имея в виду добрые отношения, которые сложились за время его работы в качестве министра иностранных дел ФРГ», — сказал Путин.
Зигмар Габриэль в ответ на приглашение выразил надежду, что для приезда политиков «представится возможность».
Действительно, несмотря на то что Путин периодически встречается со своей германской коллегой для переговоров в «нормандском формате» по урегулированию ситуации в Донбассе, Меркель в последний раз прилетала в Москву почти два года назад — 10 мая 2015-го.
О чем говорили министры
Накануне встречи с Сергеем Лавровым Габриэль выразил опасения по поводу возможного старта новой гонки вооружений России и Запада, подчеркнув при этом важность продолжения политического диалога.
«Можно продолжать эскалацию, ограничиваться только своим мнением или снова и снова пытаться понять, что происходит по другую сторону, понять и принять другие интересы», — цитирует главу МИД Германии «Интерфакс».
Вопросы, которые поднимались во время переговоров между Лавровым и Габриэлем, за последние несколько лет уже перешли в разряд традиционных в обсуждениях Москвы и Берлина. Главными темами стали выполнение минских соглашений, возможная гонка вооружений, а также пути нормализации отношений двух стран.
При этом первым в повестке значилось обсуждение «дорожной карты» реализации минских соглашений. Российская сторона упомянула, что выполнение «Минска-2» затягивается из-за позиции Киева.
По итогам встречи Лавров сообщил о том, что позиции Москвы и Берлина сходятся в ключевом аспекте — сторонам конфликта в Донбассе необходимо прекратить нарушать условия перемирия и вернуться к исполнению соглашений. Этому может способствовать увеличение числа членов миссии ОБСЕ в ходе конфликта.
«Как и Берлин, мы выступаем за укрепление роли ОБСЕ, увеличение количества персонала для мониторинга ситуации», — заверил Лавров.
При этом Зигмар Габриэль подчеркнул безальтернативность мирного пути и необходимость продолжать переговоры в «нормандском формате».
Говоря о путях урегулирования сирийского кризиса, Лавров заверил германского коллегу, что Москва поддерживает урегулирование конфликта в рамках женевского процесса, но приветствовал и появление все новых и новых площадок для переговоров между враждующими сторонами. Особо российский глава МИДа подчеркнул необходимость «активизации борьбы с терроризмом».
При этом Лавров призвал не обвинять Россию в расширении военного присутствия, а детальнее разобраться в том, какая военная техника и на какой территории присутствует.
«Важно, что диалог продолжается»
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что прошедшую 9 марта встречу российского и германского министров иностранных дел нельзя оценивать как некую перезагрузку в отношениях двух стран. Скорее можно говорить о том, что Зигмар Габриэль, вступивший в свою должность в январе 2017 года, знакомится с блоком проблем, существующих в европейских странах. В этих целях Габриэль совершил ряд рабочих поездок, в том числе в Эстонию и на Украину.
«Однако тот факт, что подобные встречи проводятся на уровне министров иностранных дел, говорит о положительной динамике.
Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель уже давно не совершала визитов в Москву, да и самих двусторонних встреч не было давно», — отметил научный директор Российско-германского форума Александр Рар.
Собеседник «Газеты.Ru» также подчеркнул, что с приходом Габриэля на пост главы германского МИДа связывались некоторые ожидания об изменении санкционной политики в отношении России. Дело в том, что ранее Габриэль несколько раз встречался с российским президентом Владимиром Путиным. Кроме того, глава МИД ФРГ связан с другим политиком — экс-канцлером Герхардом Шредером, у которого хорошие личные взаимоотношения с Путиным.
«Мы знаем из собственного опыта, что длительная изоляция ничего не дает. В итоге поможет только диалог», — заявлял Габриэль в мае 2016 года, будучи министром экономики и энергетики.
Вместе с тем эксперты и ранее сомневались в том, что Габриэль будет вести политику, автономную от официальной позиции Берлина.
Теперь же стало очевидно, что новый министр иностранных дел в своих словах и действиях в вопросах санкционной политики действует в русле общего тренда, сложившегося в Германии.
При этом важен сам факт продолжения политического диалога между двумя странами, который сохраняется, несмотря на санкции, украинский кризис и военный конфликт в Сирии, считает руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
«Эта встреча важна на фоне продолжающегося затяжного конфликта на Украине. Германская сторона понимает, что Киев не идет на разрешение конфликта, минский процесс находится в кризисе», — рассказал эксперт в беседе с «Газетой.Ru».
По словам Белова, в условиях продолжающихся конфликтов в Донбассе и Сирии Берлин пытается оказать давление на Москву, не желая при этом понять аргументов Кремля.