По информации агентства, у Яна Цзечи, которого считают одним из ключевых китайских дипломатов, имеется достаточно широкий круг вопросов, которые он хотел бы обсудить с американскими коллегами, но главным должно стать подтверждение «того тона двусторонних отношений», который был задан в ходе телефонных переговоров Си Цзиньпина и Дональда Трампа в начале февраля, сообщает агентство «Синьхуа».
Китайский дипломат обладает обширными связями в США и знает многих влиятельных конгрессменов, с которыми познакомился еще в свою бытность послом КНР в Вашингтоне с 2001 по 2004 год. Он также занимал пост главы МИД КНР с 2007 по 2013 год.
Детальная программа предстоящих переговоров остается неизвестной, однако китайские политологи полагают, что главными темами обсуждения станут вопросы торговли, а также международные проблемы безопасности. Кроме того, эксперты ожидают, что Ян Цзечи затронет и отношения с КНДР, которую США постоянно упрекают в развитии собственной ядерной программы.
Визит чиновника, отвечающего за международную политику в аппарате Компартии КНР, имеет своей целью зондаж почвы перед возможными контактами на более высоком уровне.
В Пекине не скрывают своего беспокойства идеями президента Трампа, который еще во время предвыборной кампании достаточно жестко критиковал КНР, обвиняя это государство в валютных махинациях.
Опасения международных наблюдателей вызывал тот факт, что Трамп еще до того, как официально вступил в должность, ставил под сомнение «политику одного Китая». В частности, в интервью телеканалу Fox он заявлял о том, что не хочет связывать себя этой концепцией, если «мы не можем договориться (с Китаем) по каким-то вещам, включая торговлю».
Масла в огонь подлил и телефонный разговор между Трампом и президентом Тайваня Цай Инвэнь, состоявшийся в декабре 2016 года.
Тогда эксперты говорили, что огласка подобного контакта является нарушением дипломатической традиции.
Как бы то ни было, после телефонного разговора лидеров США и Китая Белый дом заверил, что США по-прежнему придерживаются политики «одного Китая», что означает, что Трамп не рассматривает Тайвань в качестве самостоятельного государства.
При этом Вашингтон не отказывается от отношений с правительством в Тайбэе. Такую тактику США избрали для себя в 1979 году — тогда же, когда были установлены официальные дипломатические отношения с Пекином.
Трамп будет лавировать между Китаем и Японией
С другой стороны, некоторые аналитики полагают, что таким образом Трамп попытался начать торг с Пекином:
Китай должен предоставить что-то взамен тому, чтобы Вашингтон продолжал вести привычную для двусторонних отношений политику.
Кроме того, для Трампа важно сохранить баланс сложившихся к настоящему времени отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а для этого нужно удержать паритет в отношениях с Китаем, а также с другим партнером Вашингтона — Японией. Неслучайно именно во время встречи с японским премьер-министром Синдзо Абэ Трамп заявил, что США и Китай находятся «в процессе того, чтобы хорошо поладить».
При этом Токио опасается военного развития своего крупного соседа и поэтому стремится сохранить военное присутствие США в своей стране — именно Вашингтон обеспечивает военную защиту Японии. Известно, что Токио обладает лишь силами самообороны, которые хотя де-факто и представляют собой вооруженные силы, но ограничены в возможностях вести боевые действия.
В этом контексте отношения США и Китая, скорее всего, будут развиваться в рамках политики прежней американской администрации — так называемого «поворота на Восток», — позже названной более корректно — «восстановление равновесия».
Об этом ранее «Газете.Ru» говорил ведущий научный сотрудник Института глобальных исследований Кэннона Куни Миякэ. «Количество военных кораблей остается прежним: США демонстрируют, что будут сохранять свое присутствие», — подчеркнул эксперт.
За развитием отношений между Китаем и США пристально наблюдают и в России, где существуют опасения, что США могут «столкнуть» оба государства в политическом или даже военном конфликте. В то же время бывший советник президента США Джимми Картера Збигнев Бжезинский считает «идеальными» тройственные отношения между Россией, США и Китаем.
«В этом контексте у России не будет другого выбора, как только принять реальность и необходимость улучшения отношений как с Китаем, так и с Соединенными Штатами», — пишет он в одной из недавних статей.