Днем 24 февраля с разницей в несколько часов в пригороде сирийского города Эль-Баба, накануне освобожденного от террористов «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещена в России), прогремели два взрыва, сообщил телеканал Al Jazeera. При этом, по информации агентства France-Press, среди жертв — двое турецких военнослужащих. Информацию об их гибели также подтвердил и премьер-министр Турции Бинали Йылдырым.
Сначала в восьми километрах к северо-западу от города на одном из КПП начиненный взрывчаткой автомобиль въехал в толпу гражданских лиц, после чего взорвался.
По данным Al Jazeera, погибли 53 человека. Несколько десятков раненых направили в больницу провинции Килис на границе с Турцией. Среди пострадавших были представители оппозиционной Свободной сирийской армии (ССА).
Спустя несколько часов в пригороде Эль-Баба прогремел еще один взрыв, жертвами которого стали восемь человек. Местные силы безопасности считают, что теракт был организован террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, организация запрещена в России).
В то же время агентство France-Press сообщает, что ответственность за теракты, которые произошли в Сирии 24 февраля, взяла группировка ИГ.
Накануне, в четверг, турецкая армия и отряды сирийской оппозиции в рамках операции «Щит Евфрата» полностью выбили из Эль-Баба боевиков «Исламского государства».
При этом освобождение Эль-Баба от боевиков террористической организации «Исламское государство» было главной целью операции «Щит Евфрата», заявил глава генштаба ВС Турции генерал Хулуси Акар.
«С освобождением сирийского города Эль-Баба достигнута цель, поставленная в самом начале операции «Щит Евфрата», — цитирует генерала агентство Anadolu.
Кроме того, Акар подчеркнул, что в дальнейшем Турция «окажет посильную помощь в нормализации ситуации и безопасном возвращении населения в город».
Таким образом, из официальных заявлений, которые сделали турецкие военные, до конца неясно, будет ли продолжаться военная операция Турции в Сирии или нет. Однако очевидно, что турецкие военнослужащие не покидают страну.
В тот же день министр обороны Турции Фикри Ышык подтвердил, что почти вся территория Эль-Баба находится под контролем сирийской оппозиции, действующей при поддержке ВС Турции.
Эль-Баб насчитывает 100 тысяч жителей — еще около 50 тысяч живут в его пригородах. Под контролем ИГ город находился с зимы 2013–2014 годов.
Оба теракта подтвердили опасения насчет того, что в районе по-прежнему остается еще много боевиков-одиночек и местным силам безопасности предстоит непростая работа по разминированию улиц и устранению оставшихся в тылу противников.
С начала февраля Эль-Баб был взят в непроницаемое кольцо. Город оставался последним оплотом «Исламского государства» в провинции Алеппо. Сейчас этот район угрожает стать наиболее конфликтным, и не только потому, что в городе до сих пор остается много боевиков. В операции по освобождению Эль-Баба, как это ни странно, участвовали практически все внутренние игроки. Даже те, что находятся по разные стороны баррикад.
Правительственная армия Сирии вместе с «Хезболлой» и военизированными отрядами сирийских курдов наступала на Эль-Баб с запада и юга. С востока и севера атаку вела Турция совместно с ССА. Все время наступления сохранялась угроза столкновения турецких и сирийских военных.
Однако этого не произошло, что позволяет говорить о том, что Эль-Баб по негласным договоренностям стал своего рода предметом торга.
Ведь несмотря на то, что формально Турция является противником официального Дамаска, в операции по освобождению Эль-Баба российские Военно-космические силы еще с января 2017 года действуют совместно с турецкими ВВС.
Амбиции Турции шире войны с ИГ
Перенасыщенность этого региона армиями двух фронтов парадоксальным образом привела к совершенно непрогнозируемому трагическому инциденту. Утром 9 февраля российский истребитель по ошибке нанес авиаудар по зданию в окрестностях Эль-Баба, в котором находились турецкие военные. В результате инцидента погибли три человека, 11 получили ранения.
Сразу после происшествия президент России Владимир Путин позвонил турецкому коллеге Реджепу Тайипу Эрдогану и выразил свои соболезнования.
Также в экстренном порядке созвонились начальники генштабов двух стран. История не получила продолжения, чего опасались многие комментаторы, и отношения между странами не испортились.
Для Анкары было особенно важно взять Эль-Баб, тем самым углубив фронт на юг. И не только для того, чтобы обезопасить свои границы от боевиков ИГ — заявленная цель операции «Щит Евфрата», — но и для того, чтобы укрепить позиции в противостоянии с курдами, которые, как известно, действуют в Сирии двумя анклавами: в районе Курдских гор и на северо-востоке страны.
В конце лета прошлого года поддерживаемые курдами «Демократические силы Сирии» отбили у боевиков ИГ город Манбидж, что находится восточнее Эль-Баба, и собирались уже двинуться в его сторону. Захват Эль-Баба позволил бы курдам объединить территории и единым фронтом полностью замкнуть южную турецкую границу. Однако начатая Анкарой в ноябре операция «Щит Евфрата» сорвала планы курдов. Поэтому принято считать, что амбиции Турции гораздо шире простой войны против ИГ.