Президент США Дональд Трамп подверг критике договор о Стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3), который, с его точки зрения, является «односторонней сделкой».
«Еще одна плохая сделка, которую заключила наша страна, будь то СНВ, будь то договор с Ираном… Мы начнем заключать хорошие сделки», — пообещал американский лидер.
Договор, заключенный в 2010 году президентами США Бараком Обамой и президентом России Дмитрием Медведевым, подразумевал сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц с каждой стороны. Также была достигнута договоренность сократить количество межконтинентальных баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков до 700 единиц с каждой стороны.
Хотя договор был ратифицирован Госдумой, часть депутатов высказывалась критически по поводу того, что в нем не учитывались отдельные категории вооружений. На тот момент депутат Константин Косачев, который возглавлял комитет по международным делам, отмечал, что договор не ограничивает деятельность США по созданию ПРО. Договор был ратифицирован и конгрессом США.
Константин Косачев, который в настоящее время возглавляет комитет по международным делам в Совете Федерации, сказал о необходимости скорейшего начала консультаций по СНВ-3 с американской стороной.
Сенатор напомнил в фейсбуке, что действие договора СНВ-3 истекает в 2021 году и он не предусматривает автоматического продления.
«Времени осталось не так много. Менее четырех лет, как раз на нынешний срок и без того уже турбулентного президентства Трампа», — отметил Косачев.
Сенатор также обратил внимание на то, что, если под лозунгом Трампа «Вернем Америке величие» имеется в виду превосходство в ядерной сфере, это будет возвращение к худшим временам гонки вооружений.
Глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров рассказал РИА «Новости», что российская сторона выступает категорически против прекращения действия договора о сокращении стратегических наступательных вооружений и будет настаивать на его продлении.
РСМД в уме
Высказывания Трампа о договоре СНВ-3 лежат в общем русле его неприятия политики предшественника Барака Обамы, наследие которого он подвергает ревизии. В своей недавней колонке в «Газете.Ru» глава президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов отмечает, что объявленная Обамой «перезагрузка» «нанизывалась именно на стержень сокращения вооружений».
Благополучной ситуацию в области контроля над ядерными вооружениями не назовешь, говорится в заявлении прошедшей в конце прошлого года в Лондоне встрече участников Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.
По мнению президента форума Вячеслава Кантора, США и Россия «как никогда ранее далеки друг от друга» по таким вопросам, как разработка и развертывание систем ПРО, разработка и испытания новейших систем высокоточных обычных вооружений большой дальности, ограничение достратегических ядерных вооружений, и другим, связанным с вооружениями.
Однако глава программы нераспространения ядерных вооружений Московского отделения Института Карнеги Петр Топычканов считает, что высказывания Трампа в ядерной области «отличаются от линии, признаваемой истеблишментом».
«Недавно назначенные руководители Госдепа и минобороны — это люди, которые признают ценность договоров, в том числе по СНВ», — говорит «Газете.Ru» Топычканов. По мнению эксперта, продление договора «будет приемлемым шагом для обеих сторон, если не случится какого-либо кризиса».
По мнению Топычканова, таким кризисом может стать судьба договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД), подписанного в 1987 году президентами СССР Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом.
Эксперт обращает внимание на то, что ситуация вокруг ядерных договоров накладывается на натянутые отношения Трампа с американским разведывательным сообществом. «Если администрация Трампа будет готова к «сделке с Россией» в ядерной сфере, вполне возможно, что произойдет слив о нарушениях со стороны России и это не оставит Трампу поля для маневра», — рассказал он «Газете.Ru».
Договор РСМД считается краеугольным для международной безопасности. Он способствовал ликвидации целого класса ракет, размещенных обоими государствами в Европе.
США при этом упрекают Россию в нарушении договора: недавно в Вашингтоне заявили, что Россия нарушает договор, проводя испытания ракет наземного базирования, которые, по мнению США, подпадают по действие договора. Стоит отметить, что подобные претензии звучат с 2014 года — их в адрес Москвы высказывала администрация Обамы.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ранее заявлял, что Россия «не нарушает международных обязательств». Впрочем, российские военные также считают, что США, размещая в Европе систему ПРО, тоже нарушают договор РСМД.
Ситуацию вокруг договора можно разрешить переговорным путем, считает специалист в области международной безопасности, ведущий сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. Ранее эксперт говорил «Газете.Ru», что разрушение договора РСМД грозит серьезными последствиями.
«Если рухнет Договор о РСМД, то не удержится и СНВ, а за ним и вся система нераспространения ядерного оружия.
Для Российской Федерации подобный вариант развития событий невыгоден ни с экономической, ни с геополитической и геостратегической точек зрения», — прокомментировал Арбатов.