В День защитника Отечества Путин провел экстренное заседание постоянных членов Совета безопасности России. По данным пресс-службы Кремля, на мероприятии присутствовали в том числе премьер страны Дмитрий Медведев, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, руководитель администрации президента Антон Вайно, председатель Госдумы Вячеслав Володин, секретарь Совбеза Николай Патрушев, министр внутренних дел Владимир Колокольцев, глава МИД РФ Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников, директор СВР Сергей Нарышкин, а также спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
«Обсуждались актуальные международные вопросы и различные темы, связанные с внутрироссийской повесткой дня», — гласил текст пресс-релиза. Тогда же Путин поздравил коллег по Совбезу с праздником.
Больше деталей стало известно с другой встречи Путина — с офицерами Северного флота, отличившимися на службе в акватории Средиземного моря у побережья Сирии. Флагман флота, авианосец «Адмирал Кузнецов», участвовал в сирийской операции с 15 октября 2016 года по 9 февраля 2017 года. Сирийская повестка на мероприятии доминировала.
Путин отметил, что офицеры успешно справились со своей задачей и «открыли еще одну страницу в истории российского Военно-морского флота». Он также отметил, что военные многое сделали в первый раз: использовали новое современное оружие, например, МиГ-29 в морском исполнении, а также высокоточное оружие.
Сирийские успехи вышли из моря
«Это, безусловно, способствовало положительным результатам усилий всех стран, которые принимают участие в борьбе с международным терроризмом в данном случае в Сирийской Арабской Республике, и способствовало созданию условий для продолжения мирных переговоров между правительством Сирии и вооруженной оппозицией. Это важно», — заявил президент России.
В то же время Путин подчеркнул и тот факт, что угроза, исходящая из Сирии, не ликвидирована.
«На территории Сирии скопилось огромное количество боевиков — выходцев из республик бывшего Советского Союза и из самой России. По нашим предварительным данным, счет идет на тысячи, — говорил Путин. — По данным Генштаба, по данным наших специальных служб, ФСБ, например, примерно до четырех тысяч из России и тысяч пять — из республик бывшего Советского Союза».
Он добавил, что, борясь с терроризмом на территории Сирии, военные напрямую способствовали безопасности России, так как у нее безвизовый режим с бывшими странами Советского Союза.
«Препятствовать оттоку наших людей на сторону боевиков на сто процентов невозможно, но снизить этот процент абсолютно реально, — считает политолог Александр Кирпичев. — На данный момент это является большой угрозой региональной и национальной безопасности. Многие боевики прибывают в Сирию в том числе через Турцию. Россия уже установила между Турцией довольно жесткий визовый режим. Но боевики могут проникать в нашу страну через Таджикистан, Туркменистан, Афганистан и другие страны».
По мнению собеседника «Газеты.Ru», российские власти дают сигнал своим партнерам по ОДКБ и СНГ в целом о том, что Москва намерена усилить контроль за перемещением граждан между странами-участницами.
В ходе встречи офицеры ВМФ имели возможность задать президенту свои вопросы. Капитан первого ранга Салошин спросил, каким видит будущее Сирии Владимир Путин. Офицер подчеркнул: во время выполнения заданий российские корабли не раз сталкивались с кораблями НАТО, которые также выполняли свои задачи, но их действия носили «далеко не дружественный характер».
Путин ответил, что главной задачей России на территории Сирии и по сей день остается сохранение территориальной целостности страны, а также борьба с террористическими группировками, хотя так думают и не все. Чем быстрее удастся прийти к политическому урегулированию на территории Сирии, тем больше будет шансов у всего мирового сообщества побороть терроризм на территории республики. «Наша задача только стабилизировать легитимную власть и нанести решающие удары по международному терроризму», — подчеркнул Путин.
Он также отметил, что на данный момент можно смело сказать, что действия России приносят результат. «Первые успешные переговоры прошли в столице Казахстана, Астане, между представителями вооруженной оппозиции и правительством Сирии с участием России, Ирана, Турции и Иордании. Я очень надеюсь, что этот политический процесс, по сути впервые поставленный на практическую, твердую почву, будет развиваться и в продолжающихся сегодня переговорах в Женеве», — заявил Путин.
Алексей Малашенко, руководитель исследований центра «Диалог цивилизаций» и эксперт Московского центра Карнеги, впрочем, считает, что заявления российского президента об астанинской конференции отражают скорее запрос на позитивную повестку в честь праздника, а не реалии дипломатического процесса.
«Астана, на мой взгляд, провалилась, и у нового раунда переговоров по Сирии в Женеве не больше шансов на успех», — рассказал эксперт в беседе с «Газетой.Ru». По мнению Малашенко, Москва будет и в дальнейшем подчеркивать успех переговоров в Астане. Дело в том, что здесь дипломатический процесс по сирийскому урегулированию прошел в рамках нынешнего союза Россия – Иран – Турция, который отвечает политическому запросу Москвы.
Женевские надежды
На возобновленные переговоры в Женеве возлагают большую надежду в мировом сообществе. Так, верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди в своем интервью РИА «Новости» заявил, что семь лет войны в Сирии — это слишком долго, и выразил надежду, что сторонам, в том числе и России, удастся достигнуть успеха и добиться конструктивных политических решений на переговорах.
Официальный представитель МИД Китая Гэн Шуан также с оптимизмом относится к предстоящим переговорам. «Китай надеется, что при поддержке международного сообщества сирийское правительство и оппозиция смогут устранить еще больше разногласий, добиться взаимного доверия, добиться результатов, чтобы вернуть спокойствие и мир сирийскому населению как можно скорее», — приводит его слова агентство «Синьхуа».
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш и его спецпосланник в Сирии Стаффан де Мистура относятся к предстоящим переговорам с «осторожным оптимизмом». «Это — начало процесса. Мы надеемся на уверенный старт, потому что в последние недели была заложена необходимая для этого основа. Посмотрим, чего нам удастся достичь», — заявил генеральный секретарь.
Де Мистура убежден, что ждать какого-то прорыва от переговоров в Женеве не стоит.
Впрочем, чиновник ожидает, что сирийскому правительству и оппозиции удастся приблизиться к политическому урегулированию. Также он отметил, что в Женеве будет обсуждаться создание новой конституции Сирии, которая должна будет создаваться при наблюдении ООН, дабы отвечать основным международным требованиям.
Постпред РФ в Женеве Алексей Бородавкин убежден, что январские переговоры в Астане создали позитивный фон для переговоров в Женеве. Постпред подчеркнул, что Россия также сдержанно относится к предложению США о создании зон безопасности в Сирии.
«Если об этом разговаривать, то в первую очередь надо обращаться к правительству Сирии и спрашивать у него, согласно ли оно на то, чтобы на их территории были созданы какие-то зоны безопасности», — прокомментировал Бородавкин.