Мюнхенская конференция в целом наглядно продемонстрировала, что приход к власти в США Трампа пока не предвещает существенных перемен в отношениях с Россией. И в Европе, и в самих США по-прежнему остаются влиятельными силы, считающие необходимым давление на Россию с помощью санкций.
Основной темой многих выступлений участников Мюнхенской конференции стала именно политика России, и общее настроение красноречиво свидетельствовало о том, что диалог между российскими и западными политиками становится все более проблемным. «Последние 25 лет мы не смогли установить стабильные отношения с Россией, но ведь Россия наш сосед, это внешняя граница для ЕС», — констатировала канцлер Германии Ангела Меркель.
За последние несколько месяцев Вашингтон неоднократно обвинял Москву в том, что та с помощью хакерских атак пыталась оказать влияние на исход выборов американского президента. Власти США полагают, что целью России было поддержать кандидата от республиканцев Дональда Трампа. В Москве эту информацию опровергают.
В конце прошлого года, 29 декабря, власти США впервые ввели дополнительные санкции как ответ на вмешательство России в выборы американского президента. Тогда ограничения коснулись некоторых российских компаний, Федеральной службы безопасности и Главного управления Генштаба ВС РФ. Из страны также выслали 35 российских дипломатов и сообщили об изъятии из пользования посольством двух резиденций в штатах Нью-Йорк и Мэриленд.
С конца декабря американские сенаторы предприняли еще несколько попыток ужесточения санкций. Последний раз это случилось 16 февраля, когда группа сенаторов и членов палаты представителей внесли законопроект о парламентском контроле над любыми действиями по отмене антироссийских санкций.
Согласно законопроекту, отмена или ослабление сдерживающих мер против России предусматривает период пересмотра в 120 дней. Также закон предлагает придать статус закона исполнительным указам экс-президента США Барака Обамы о введении антироссийских санкций — процесс их отмены значительно осложнится. Ранее все подобные законодательные инициативы либо зависали на уровне сената, либо получали новую редакцию, которая исключала пункт о статусе указов Обамы.
На данный момент основная часть всех американских санкций в отношении России — та, которая касается Украины, — регулируется четырьмя исполнительными актами Обамы.
В марте 2014 года президент Обама издал три указа, а спустя полгода еще один. Сначала два президентских акта — №13660 от 6 марта 2014 года и №13661 от 16 марта 2014 года — установили режим чрезвычайного положения в США, а также ввели персональные санкции. Особенностью акта №13661 стало то, что за секретарем казначейства закреплялось право дополнять санкционный список по согласованию с госсекретарем.
Таким образом, администрированием и реализацией этих санкций занялось Агентство по контролю над иностранными активами — OFAC (Office of Foreign Assets Control), являющееся подразделением министерства финансов США, специализирующимся именно на экономических санкциях.
Третий указ Обама издал 20 марта 2014 года. Акт №13662 позволил США вводить санкции не только против политиков, но и против бизнесменов и компаний. OFAC издало несколько директив, объясняющих, какие именно финансовые операции запрещено вести с лицами, попавшими под секторальные санкции. Этот указ стал основой для введения секторальных санкций в отношении России — больше всего российская экономика страдает именно от него.
9 декабря Обама издал четвертый и последний «санкционный» указ — №13685. Был установлен запрет на американские инвестиции в Крымский регион, импорт и экспорт товаров, услуг, технологий между США и Крымом. Действие указа распространялось в том числе на банки. Самым ощутимым последствием этого указа стало свертывание деятельности иностранных компаний на территории полуострова. В частности, международные платежные системы — Visa и MasterCard — приостановили обслуживание карт российских банков, работающих в Крыму.
Гипотетически Трамп без одобрения сената может отменить указы своего предшественника — как раз этого больше всего и опасаются авторы законопроекта. Однако на деле политическая система США и настроение оппонентов президента пока не дают ему даже подступиться к решению этого вопроса.
«Я был свидетелем первой и второй Мюнхенских конференций. В них обычно участвуют несколько десятков экспертов из разных стран и должностные лица. Несмотря на то что конференция несет не вполне официальный характер, у нее очень высокое реноме, и то, что там произносится, быстро становится сенсацией», — рассуждает президент Института стратегических оценок и профессор кафедры политологии НИУ ВШЭ Александр Коновалов.
Эксперт также подчеркивает, что, несмотря на неофициальный характер Мюнхенской конференции, произнесенные на ней слова обычно очерчивают магистральные политические курсы. По словам собеседника «Газеты.Ru», заявления Мерфи нельзя считать официальной позицией США. «Если говорит сенатор, то это позиция скорее сенатора. Но его слова, конечно, отражают настроения, которые сейчас доминируют в парламенте. Кроме того, он ясно сигнализирует о том, что законодатели действительно готовятся в случае чего принять меры», — говорит Коновалов.
«Сейчас сложная ситуация, какие бы шаги Трамп ни делал навстречу России, он рискует попасть под артобстрел от своих противников. Контакт с Россией становится заразным», — добавляет эксперт.