«Фронт» достанет народ из интернета

ОНФ создаст вирусные ролики и будет бороться с «иждивенчеством»

Андрей Винокуров
Президент Владимир Путин во время выступления на форуме ОНФ в Москве, 2014 год Михаил Метцель/ТАСС
ОНФ намерен не только усилить свою работу в интернете, но и готовит проекты, предполагающие интерактивное участие и вовлечение в проекты «Фронта» большого количества граждан. Как сообщил источник «Газете.Ru», «Фронт» не ставит задачу повысить узнаваемость конкретных лиц, а собирается «раскрутить» сам бренд движения. Более того, для продвижения продуктов ОНФ будет создана специальная группа для развития IT-технологий. Такое внимание к «цифре» возникло по ходу консультаций с внутриполитическим блоком администрации президента.

Как рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), движение начнет работу по повышению своей узнаваемости за счет проектной работы в регионах, а также новых форматов работы в интернете. «У «Фронта» много различных продуктов, доказавших свою эффективность, но о них не все знают. Мы достаточно представлены в традиционных СМИ, а сейчас будем больше работать в соцсетях и новых медиа», — объясняет источник.

По его словам, «Фронт» будет стремиться к тому, чтобы донести конкретные результаты своих дел до максимально широкой аудитории. Также в движении появится специальная рабочая группа, которая будет внедрять различные IT-технологии в проекты «Фронта» и создавать контент для новых медиа. По словам источника, задача в том, чтобы ОНФ был представлен во всех соцсетях, мессенджерах, создавал для них новые продукты. «В том числе инфографику и вирусные ролики», — объясняет источник.

В начале этого года «Коммерсантъ» сообщал, что, согласно закрытому опросу ВЦИОМ, «Фронт» воспринимается гражданами положительно, однако его узнаваемость оставляет желать лучшего. О деятельности движения оказались в курсе только 40% опрошенных.

Источник «Газеты.Ru» подчеркивает, что «Фронт» не ставит задачу повышать узнаваемость конкретных лиц ОНФ. Речь идет о раскрутке именно бренда движения.

Основные проекты «Фронта» теперь должны отвечать критерию интерактивности. Некоторое время назад был презентован первый из них, посвященный мусорным свалкам. В его рамках готова специальная интерактивная карта, на которой каждый желающий может отметить стихийные свалки в своем регионе. В ближайшее время на сессии центрального штаба будут представлены и другие проекты. Один из них будет включать в себя карту «убитых» дорог, аналогичную карте со свалками. По словам источника, по этим проектам «фронтовики» предполагают наладить сотрудничество с «Яндексом».

Источник отмечает, что мониторинг эффективности исполнения указов и поручений президента, а также борьба с расточительством и неэффективными гостратами остаются в приоритете повестки движения. Новые проекты направлены на повышение качества жизни граждан, «что называется, здесь и сейчас».

Кроме того, их задача состоит в том, чтобы мотивировать граждан уходить от позиции «иждивенчества» — ожидания того, что государство само все решит, — и дать возможность самим подключиться к решению проблем. По замыслу руководства «Фронта», это должно привлечь к движению большое количество активистов.

Новые установки были сформулированы руководством движения в результате общения с руководством внутриполитического блока Кремля. Ранее «Газета.Ru» писала о том, как ОНФ будет строить свою работу с губернаторским корпусом.

Напомним, что работа «Фронта» входит в зону компетенции первого замглавы администрации Сергея Кириенко. На семинаре для вице-губернаторов, организованном им в декабре прошлого года, чиновникам была дана установка подумать над проектами, которые могли бы привлечь к участию обычных граждан в регионах. Также параллельно с этим присутствующим на семинаре дали понять, что администрация ставит задачу по повышению явки на президентских выборах.

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский утверждает, что задача по повышению активности ОНФ в соцсетях ставилась и ранее. Сейчас, видимо, идет дополнительный сигнал сверху.

«Работа будет активизирована при условии приведения нового молодого актива. Прежде всего все зависит от людей, а не сигналов сверху», — отмечает политолог. Касательно этих и других планов ОНФ Туровский отмечает, что их успех будет также зависеть от наличия «смыслов и ресурсов». «ОНФ может и горы свернуть, однако пока все заявленные цели носят гипотетический характер. Если будут смыслы и ресурсы, все остальное приложится», — заключает политолог.

Он также призывает не смешивать напрямую проблемы явки на предстоящих выборах и мобилизации активистов. Последняя сама по себе явку не поднимет. Но мобилизованные могут прямо или косвенно участвовать в агитационном процессе.

Политолог Вячеслав Смирнов считает, что в нововведениях явно прослеживается попытка использовать активность людей и привлекать их к реальной деятельности. Напомним, что в своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин говорил о том, что в том числе и «Фронт» должен «не бояться диалога с людьми», поддерживать их инициативы и привлекать граждан к проектам благоустройства.

ОНФ в понимании Смирнова должен быть проектом, в который могли бы пойти «лоялисты», не желающие идти в «Единую Россию». В разное время они были в «Гражданской платформе» Прохорова и других аналогичных структурах.

«Многие, наверное, думают: «Была бы партия лоялистов, но повеселее ЕР. Возможно, «Фронт» займется этим направлением», — предполагает Смирнов.

По его словам, задачи взаимодействия с населением подобным образом ставились и перед ЕР, однако представители партии больше замкнулись в рамках своей повестки. Впрочем, источник «Газеты.Ru» во «Фронте» обращает внимание, что вслед за «Фронтом» партия власти также заявила о планах создания управления проектной деятельности в исполкоме партии.

Руководитель Центра политических и экономических реформ Николай Миронов считает, что у федеральной власти сейчас отсутствует коммуникация с населением и, возможно, власть сейчас пытается решить с помощью ОНФ именно эту задачу. Эксперт предполагает, что идея «Фронта» изначально была в том, чтобы подтолкнуть региональные власти к решению реальных проблем. Однако, по его мнению, это не поможет власти, так как повестка, по которой они готовы взаимодействовать с населением, слишком узкая.

«Не так важны средства коммуникации, важно содержание. И если власть организует реальную коммуникацию с гражданами, то они им накидают столько проблем, что решить их будет невозможно и это вызовет неминуемое разочарование», — рассуждает политолог.