Пресс-служба АТО (антитеррористическая операция, так официальный Киев называет военную операцию против ополченцев на востоке страны) сообщает о многочисленных интенсивных обстрелах со стороны ополченцев позиций ВСУ, в результате которых погибли двое украинских военных.
Массированная работа артиллерии и РСЗО самопровозглашенных республик, вероятнее всего, является ответом на «ползучее наступление» ВСУ на всех направлениях.
Обострение случилось на фоне очередного тупика, в который зашли участники минской переговорной группы во время прошедшей 26 января видеоконференции. Она была в основном посвящена острой ситуации вокруг Донецкой фильтровальной станции.
Спикер народного совета ДНР Денис Пушилин сообщил, что Киеву было предложено поддержать «подписанный ранее документ о недопущении присутствия любых вооруженных формирований в радиусе 1,5 км от Донецкой фильтровальной станции (ДФС)».
«К сожалению, украинская сторона уклонилась не только от этого предложения, но и от самого документа, подписанного украинскими военными в марте 2016 года», — утверждает Пушилин.
В свою очередь, Дарка Олифер, пресс-секретарь представителя Украины — экс-президента Леонида Кучмы, по итогам видеоконференции написала на своей страничке в Facebook, что ситуация вокруг ДФС действительно была центральной темой обсуждения.
При этом она подчеркнула, что вопросы безопасности — это основная составляющая минского процесса. По ее словам, минские соглашения должны быть выполнены в полном объеме. «В том числе должна быть соблюдена линия разграничения, установленная меморандумом от 19 сентября 2014 года. Восстановление этой линии — один из главных компонентов безопасности в регионе», — подчеркнула Олифер.
«Лягушачьи прыжки ВСУ»
Такую позицию Киев стал выдвигать на первый план в переговорном процессе в ноябре, и она скоординирована с действиями ВСУ на всей линии противостояния. Декабрьская битва на Светлодарской дуге теперь представляется совсем в другом свете. Украинская армия применяет тактику «лягушачьих прыжков», когда на многих участках подразделения военных передвигаются по ночам на 200–500 м вперед и закрепляются на новой территории.
Захватываются в основном степные участки в непосредственной близости от дорог, по которым идет снабжение стратегических позиций. Таким образом, по утверждению источников «Газеты.Ru», «без выстрелов и потерь» была взята ключевая высота по направлению на Стаханов, куда подразделениям ДНР теперь не могут беспрепятственно доставлять воду, еду и боеприпасы.
Потери безымянных участков в степи официальные источники в Донецке обычно не подтверждают или отрицают.
«Официальный Киев трубит о том, что в ряде населенных пунктов под Дебальцево и Горловкой военнослужащие ЛНР и ДНР покинули ранее занимаемые позиции, — это ложь», — так, например, 23 января прокомментировал сообщения об успехах ВСУ заместитель министра обороны ДНР Эдуард Басурин.
При этом 22 января в отчете наблюдательной миссии ОБСЕ вдруг появилась информация о появлении укрепленной позиции в 200 м от Донецкой фильтровальной станции, над которой позднее был поднят украинский флаг. ДФС всегда находилась на нейтральной полосе между позициями сторон и по возможности оберегалась от повреждений — на нее завязано водоснабжение более 400 тыс. человек как в Авдеевке, так и в неподконтрольных Украине Ясиноватой и северных районах Донецка.
Появление в этом чувствительном месте передовых позиций ВСУ означает огневой контроль участка трассы Донецк — Горловка, который и так уже «перекрыт» боями в промзоне Авдеевки.
Сейчас поток грузов в Горловку, Енакиево и Луганск из Донецка идет через Ясиноватую и выходит на горловскую трассу в полутора километрах дальше от новых позиций ВСУ. Украинцам, чтобы перекрыть важнейшую для самопровозглашенных республик транспортную артерию, не надо брать никаких населенных пунктов — мимо Васильевки можно продвигаться вдоль трассы по «лесам», в которые превратились заброшенные плодовые сады здешнего совхоза.
По рассказам бойцов ДНР, в большинстве случаев они действительно не оставляют позиции, просто за счет «лягушачьих прыжков» расстояние до противника часто с 1,5 км сокращается до 150 м.
Если в этом районе благодаря ОБСЕ продвижение ВСУ стало явным, то информацию волонтеров и украинских СМИ о полуокружении села Коминтерново под Мариуполем достоверно проверить нельзя.
Заместитель председателя мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг сообщает, что проехать на этом участке наблюдатели теперь не могут ни в одну сторону из-за противотанкового минирования дорог, предпринятого обеими сторонами.
Киев уверен, что «Минск-2» не нарушает
Еще одной горячей точкой этой зимы является Дебальцево. Источник «Газеты.Ru» в батальоне 3-й мотострелковой бригады 1-го армейского корпуса ДНР подтвердил, что их подразделение отошло в январе на 500 м и под контролем ВСУ оказалось село Калиново под Дебальцево.
Калиново только номинально можно отнести к «населенным пунктам», и, скорее, оно вписывается в тактику захвата «участков степи». Во всяком случае в Дебальцево «Газете.Ru» захват Калиново не смогли подтвердить.
Украинские источники утверждают, что ВСУ подошли к Дебальцево на 6 км и что в «полуокружении» вместе с ним уже находятся Горловка, Докучаевск и Ясиноватая.
Скоординированное движение войск сразу на пяти направлениях по всей линии фронта не может быть случайным. Тем более когда оно совпадает с настойчивыми политическими требованиями украинских переговорщиков в минской контактной группе вернуться к линии противостояния от 19 сентября 2014 года.
Разница между сентябрем 2014 года и нынешней ситуацией образца февраля 2015-го составляет 1,5 тыс. кв. км территории. В спорную зону входят также два крупных города — Дебальцево и Докучаевск, которые по картам первых минских соглашений были украинскими. Села на Мариупольском направлении вплоть до Саханки и Коминтерново тоже были на этой карте под контролем ВСУ.
Боевые действия по зачистке этих населенных пунктов с точки зрения Украины не являются нарушением минских соглашений.
Впереди два возможных сценария: вспышка войны с полным окружением «спорных» городов или создание жесткой переговорной позиции, связанной с продолжением «ползучего наступления» и дипломатическим давлением. На 7 февраля, с началом очередной сессии в Верховной раде, планируется голосование по закону «Об оккупированных территориях Украины».
«Этот закон позволит придать Донбассу статус оккупированных территорий, как у Крыма, и исключить из переговорного процесса представителей боевиков — Пушилина и прочих личностей — и вести переговоры непосредственно с Россией» — так описывает цель принятия этого законопроекта один из его авторов, народный депутат Дмитрий Тымчук.