Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй проведет с Дональдом Трампом переговоры по всему спектру американо-британских отношений. При этом ее визит уже начался с небольшого казуса, допущенного новыми сотрудниками Белого дома. Американское издание The Hill сообщило, что администрация президента США несколько раз ошиблась в написании имени Мэй.
В письме с расписанием визита премьера ее имя было трижды написано как Teresa, хотя правильное написание — Theresa. Позже администрация президента разослала повторное письмо, где неточность была исправлена.
Незадолго до ее визита Трамп принял в США главу британского МИДа Бориса Джонсона, который по итогам переговоров заявил, что обе страны собираются подписать договор о свободной торговле. Правда, до тех пор, пока Великобритания окончательно не покинет Евросоюз, она не сможет заключать договоры с США.
Трамп еще до вступления в должность выражал свое одобрение решению Великобритании выйти из состава ЕС, обещая свою поддержку этому шагу. После вступления в должность американский президент заявлял, что союз Великобритании и США на фоне Brexit только укрепится.
Как отмечает глава президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов, в новых условиях Великобритания должна искать новые формы взаимодействия с США: «После Brexit, Британии деваться некуда, и восстановление особых отношений с США для нее необходимо», — отмечает эксперт. При этом пока неясно, какими они будут, так как сам Трамп часто делает противоречащие друг другу заявления о политике США.
Как отмечают эксперты, на переговорах Трампа и Мэй будут затронуты темы экономического сотрудничества, а также вопросы обороны и безопасности. Великобритания для США всегда была главным союзником в НАТО.
При этом, как следует из опубликованной переписки госдепартамента США в период Хиллари Клинтон, американские дипломаты были в курсе всех дел союзников, а те обсуждали с ними даже их финансовые дела.
Так, в одном из электронных писем, направленных политконсультантом Сиднеем Блюменталем Хиллари Клинтон в 2010 году, говорится, что Дэвид Миллибэнд (глава МИД Великобритании в правительстве Гордона Брауна) хочет обсудить с ней создание некой организации для помощи Лейбористской партии.
Сейчас, когда Дональд Трамп провозгласил отход от политики Барака Обамы, вряд ли США будут уделять столь пристальное внимание внутренним делам Великобритании, однако их политический и военный союз может окрепнуть.
Британская пресса сравнивает Трампа и Мэй с их предшественниками — премьер-министром Маргарет Тэтчер и президентом США Рональдом Рейганом, которые были не только политическими союзниками, но и близкими друзьями.
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, говоря о параллелях с временами Тэтчер и Рейгана отмечает, что сегодня условия изменились. «Мне представляется, что, в отличие от времен Тэтчер и Рейгана, Мэй и Трамп не воспринимают именно Россию как главную угрозу, и потому совместную повестку они будут формировать по отношению к чему-то другому (например, исламским странам, Китаю и т.п.)», — рассказал эксперт.
В своем выступлении на съезде Мэй напомнила о трансатлантическом партнерстве между США и Великобританией во времена Рейгана. Вместе с тем она дала понять, что ее страна и США не собираются совершать совместные военные интервенции в другие государства.
Известно, что именно Великобритания всегда поддерживала США в любых международных вмешательствах. Одним из последних примеров является война в Ираке. Тогда премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил, что Ирак имеет возможности для оперативного использования оружия массового поражения. Впоследствии оказалось, что эти сведения были неверными.
Россия в уме
Стороны собираются затронуть и вопрос взаимоотношений с Россией. Стоит отметить, что на фоне заявлений Трампа о необходимости диалога с Москвой свой тон по отношению к Кремлю изменила и Мэй.
Она призвала Запад взаимодействовать с Россией с позиции силы, при этом пытаясь построить линию своей политики таким образом, чтобы избежать крупного конфликта с Москвой.
«Нет ничего неизбежного в конфликте России и Запада, ничего неминуемого в плане возвращения к временам «холодной войны». Но мы должны взаимодействовать с Россией с позиции силы. И мы должны строить отношения, систему и процессы так, чтобы сделать сотрудничество более вероятным, чем конфликт», — сказала она в ходе своего визита в США. Об этом сообщает РИА «Новости».
Британский премьер отметила, что подобный подход стал особенно актуальным после возвращения Крыма под контроль Москвы, добавив, что соседним с Россией странам нужна гарантия их безопасности.
Ранее Мэй заявила о возможном сотрудничестве Лондона и Москвы по урегулированию сирийского кризиса при использовании правила «доверяй, но проверяй».
В случае если Мэй и Трамп будут выдерживать единую линию в международных переговорах, это поможет и России в ее переговорных позициях. Первая и пока единственная встреча Мэй и президента России Владимира Путина прошла в сентябре прошлого года на саммите «большой двадцатки» в КНР. После этой встречи существенного прорыва не произошло, но британские эксперты отметили, что улучшение отношений между двумя странами возможно там, где интересы совпадут.
Определенное сближение с Россией по вопросу сирийского урегулирования уже произошло: глава британской дипломатии Борис Джонсон заявил в четверг в парламенте, что президент Сирии Башар Асад может оставаться у власти и участвовать в выборах. Как отмечает BBC, это заявление знаменует «коренное изменение» британской позиции.
В ближайшее время вопросы российско-британских отношений могут быть обсуждены в Москве — глава МИД России Сергей Лавров пригласил Джонсона посетить Россию.
Сейчас, когда Британия становится независимой от Евросоюза, России необходимо также найти с ней новую форму взаимодействия, однако сделать это будет сложно, учитывая историю двусторонних отношений, рассказал «Газете.Ru» Федор Лукьянов