На фоне острой президентской кампании в США и последовавших обвинений в адрес России во «взломе американской демократии» практически не уделялось внимания начавшему свою работу американскому конгрессу, выборы в который проходили одновременно с президентским голосованием — 8 ноября. Республиканской партии в общем и целом удалось сохранить контроль над конгрессом США, хотя ее позиции несколько ослабли.
«Красное» большинство
Сохранив большинство в американском парламенте, республиканцы несколько сократили свое представительство. В нижней палате Республиканская партия контролирует 54%, а в сенате республиканцам удалось сохранить лишь 52% мест. Вместе с тем подобные итоги можно интерпретировать как тот факт, что в США установилось «красное» большинство во всех органах государственной власти — именно красный цвет ассоциируется со сторонниками республиканцев.
Таким образом, избранный президент США Дональд Трамп получает определенный карт-бланш в реализации своей программы в первые 100 дней, по итогам которых можно будет давать оценку основным направлениям политики новой администрации.
Такое относительное большинство все же не позволяет игнорировать мнение политического меньшинства — демократов, хотя это не является единственной проблемой, с которой предстоит столкнуться Трампу на посту президента.
Мнения нового президента и его однопартийцев в конгрессе не совпадают по целому ряду позиций. В частности, разногласия касаются необходимых изменений в области здравоохранения, налоговой реформы и сокращения бюджетных расходов.
Кроме того, спикер палаты представителей Пол Райан и лидер республиканцев в сенате Митч Макконнелл в ходе избирательной кампании выступали с критикой Трампа, хотя и не заявляли об отказе работать с ним.
Макконнелл буквально за несколько недель до выборов жестко критиковал в тот момент еще кандидата Дональда Трампа после появления в газете The Washington Post записи 2005 года, на которой Трамп допустил оскорбительные высказывания в рассказе об отношениях с женщинами.
«Такие комментарии отвратительны и недопустимы ни при каких условиях. Как отец трех дочерей, я строго убежден, что Трамп должен напрямую извиниться перед женщинами и девушками и взять всю полноту ответственности за чрезвычайное неуважение к женщинам, которое он продемонстрировал в этих словах», — заявлял тогда Макконнелл.
Однако почти месяц спустя он же призывал голосовать за своего однопартийца и даже назвал его самым влиятельным республиканцем: «Нам нужен новый президент, Дональд Трамп, — самый влиятельный республиканец в Америке».
Вместе с тем американские журналисты до сих пор сомневаются в том, что Трамп достоин этого звания, и полагают, что сам Макконнелл обладает куда большими возможностями воздействовать на американскую политику, нежели новый президент-республиканец. Поэтому от того, как Трампу удастся выстроить диалог с лидером партии в сенате, будет зависеть успешность реализации политической программы Трампа.
Кроме того, сам Трамп как представитель бизнес-среды никогда не принадлежал к прослойке республиканского истеблишмента, и это также играет значительную роль в его противостоянии со старой политической элитой.
Тактическое «перетягивание каната»
По словам экспертов, Трамп сумеет найти общий язык с конгрессменами, однако ключевой проблемой в будущих взаимодействиях президента и парламента станет даже не столько возможное личное неприятие конгрессменами фигуры Трампа, сколько его программа, которая может вызвать раскол даже среди республиканцев.
В частности, демократы выступают против налоговой реформы, которую предлагает Трамп, а среди республиканцев нет единого мнения о масштабах снижения налогов, рассказал в беседе с «Газетой.Ru» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. Эксперт считает, что и изменения в сфере социальной и оборонной политики также могут вызвать острые дискуссии в среде американского истеблишмента.
По словам Васильева, отмена программы Obamacare также может вызвать раскол, поскольку ее нужно чем-то заменить, а четко проработанного аналогичного проекта у Трампа в настоящий момент нет. Кроме того, в оборонной сфере планы президента могут столкнуться с нехваткой финансирования.
«Однако договориться можно, — уверен эксперт. — Поэтому Трамп сейчас попросил, чтобы ему дали время для подготовки бюджета».
Вместе с тем избранный президент может рассчитывать на поддержку со стороны конгрессменов лишь по тактическим вопросам, считает доцент МГИМО Кирилл Коктыш. Чтобы преодолеть возможное сопротивление со стороны конгресса, продолжает эксперт, Трамп может прибегнуть к созданию некоей «третьей площадки», которая станет буфером между законодательной и исполнительной ветвями власти.
«Думаю, Трамп скорее в каком-то виде создаст «третью площадку», чем станет выходить туда, где изначально проиграет. Здесь может сработать интуиция — не играть по тем правилам, где не можешь выиграть.
Возможно, эту проблему Трамп решит через создание третьих институтов, которые будут существовать параллельно с традиционными органами власти, как это было, например, при президенте Франклине Рузвельте и его Управлении общественных работ», — рассказал Коктыш «Газете.Ru».
При этом будущие взаимоотношения Трампа и конгресса могут превратиться в тактическое «перетягивание каната», считает эксперт.