Игорь Додон на переговорах с президентом России Владимиром Путиным планировал обсудить политические и экономические отношения двух стран. Вместе с Додоном в Москву прибыла масштабная делегация, в состав которой вошли советник президента по внешней политике Зинаида Гречаная, советник президента по реинтеграции Василий Шова, глава Гагаузской автономии Ирина Влах.
Открытая для прессы встреча Путина и Додона была весьма лаконичной. Единственное, что продемонстрировали оба президента, — это показательное дружелюбие. Неоднократно звучало слово «партнерство».
Поздравляя своего коллегу с избранием, Путин отметил, что в последнее время отношения Молдавии и России развивались «не лучшим образом». В частности, он напомнил, что товарооборот между нашими государствами упал практически вдвое. И это при том, что, по словам президента, республика является «важным для России партнером в регионе».
Впрочем, теперь у Путина есть надежда, что отношения между странами улучшатся. И все это благодаря победе Додона.
«Очень рассчитываю, что ваш первый визит в Россию, первая зарубежная поездка в качестве президента будет хорошим толчком для развития межгосударственных связей по всем направлениям», — прямо выразил свои пожелания российский президент.
Додон в ответ подтвердил, что действительно за последние семь лет из молдавских стратегических документов даже исчезли упоминания о партнерстве с Россией. Однако, по его словам, в прошлом году народ республики проголосовал за президента и его программу, в которых предусматривается партнерство с Москвой.
«Большинство граждан Республики Молдова проголосовали за сохранение государственности, суверенитет, сохранение стратегического партнерства с Российской Федерацией, решение приднестровского конфликта, сохранение наших традиционных православных ценностей», — заявил в Москве Додон. В завершение он проинформировал Путина, что большинство его сограждан «с вниманием и большой надеждой» следят за этим визитом.
По итогам переговоров оба президента выступили на совместной пресс-конференции. Как и в начале встречи, они много говорили о дружбе и сотрудничестве между двумя странами. Президент Молдавии, в частности, уверил россиян: что бы ни говорили некоторые политики, большинство жителей республики настроены на «дружбу» с Россией.
Путин, рассуждая о проблемах трудовой миграции, отметил, что приезжающие в Россию работать граждане Молдавии угрозы не несут. Оба президента сошлись в том, что Молдавия многое потеряла от заключения соглашения об ассоциации с ЕС. В результате страна потеряла российские рынки, но так и не смогла интегрироваться в европейские. Додон заявил, что не исключает того, что после парламентских выборов это соглашение будет аннулировано. Также он добавил, что попросил Путина рассмотреть возможность получения Молдавией статуса наблюдателя в Евразийской экономической комиссии ЕврАзЭС. Путин в свою очередь подчеркнул, что Россия готова стать посредником в урегулировании приднестровского кризиса.
Додон исполняет предвыборные обещания
Кандидат от Партии социалистов Игорь Додон победил на президентских выборах в Молдавии в ноябре прошлого года. Это были первые всенародные выборы президента, которого до этого избирал парламент. Этого политика считают «пророссийским», так как он неоднократно выступал за улучшение отношений Молдавии и России, а также он имеет определенные связи в российской политической элите. Еще во время предвыборной кампании Додон заявил, что собирается совершить свой первый президентский визит именно в Россию.
Для молдавского лидера встреча с российским президентом важна как возможность укрепления собственных международных позиций после избрания. Молдавия является парламентской республикой, а партия президента не имеет большинства в парламенте.
«Пока он воюет в одиночестве, поддержки в парламенте у него нет», — констатирует замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Андрей Суздальцев.
Как отмечает Суздальцев, Додон хочет возобновить сотрудничество с Москвой, так как он обещал своим избирателям, что Россия снимет ограничения на поставки сельскохозяйственных товаров и винной продукции. Сейчас, как объясняет Суздальцев, подобные поставки в Россию осуществляются через Белоруссию, что не устраивает молдавскую сторону.
Россия ввела ограничительные меры на поставки молдавских товаров после того, как Кишинев подписал соглашение об ассоциации с ЕС. По данным молдавской стороны, в результате закрытия российского рынка страна лишилась более $200 млн, что составляет 20% экспорта страны.
Союз неразрешимый
Второй важной проблемой для Молдавии и вопросом личного престижа Додона является урегулирование проблемы Приднестровья, которую невозможно решить без участия России. Первый шаг в этом направлении Додон уже сделал, проведя встречу с недавно избранным президентом Приднестровья Вадимом Красносельским. Оба политика уже заявили, что готовы к компромиссам в целях урегулирования конфликта.
После встречи со своим приднестровским коллегой Додон отметил, что стороны «должны увидеть конкретные результаты в течение 2017 года». Избранный президент выступал за вхождение Приднестровья в состав Молдавии на правах конфедерации и даже заявлял, что в соглашении должно быть прописано право на самоопределение Приднестровской Молдавской республики (ПМР) в случае вступления Молдавии в НАТО.
В самом Приднестровье об объединении с Молдавией никто не думает — граждане слишком буквально воспринимают позицию местных СМИ, которые на протяжении многих лет внедряют идеи независимости республики.
При этом на бытовом уровне жители Приднестровья не воспринимают молдаван как представителей другого государства. Сообщение между обоими берегами Днестра свободно, и в случае возможного объединения с одобрения России массовых протестов ждать не стоит.
Заведующий сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин считает, что в этом вопросе остаются сложно разрешимые проблемы. «Приднестровье настаивает на своей независимости, Молдова — на своей территориальной целостности. Получится ли, оставляя в стороне вопрос о статусе территорий, заняться решением более приземленных проблем жителей региона — один из важных вопросов. Убежденных политических противников, которых немало, Додону будет почти невозможно перетянуть на свою сторону, и они будут стараться торпедировать его политические инициативы, и чем больше, тем больше он будет делать крен в сторону России», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
Несмотря на то что полномочия Додона как президента Молдавии не позволяют ему формировать политический курс в одиночку, некоторое пространство для маневра у него есть, отмечает Уткин.
«Додону важно показать, что, даже с учетом ограниченных полномочий, он способен обеспечить новое качество взаимодействия с Россией, которое приносило бы реальные преимущества гражданам Молдовы, остающейся одной из беднейших европейских стран.
Он уже продемонстрировал готовность к прямому диалогу с приднестровским руководством, который уже давно не осуществлялся на таком высоком уровне», — говорит Сергей Уткин.
Российские политики, хотя и не против объединения ПМР с Молдавией, относятся к этой идее крайне настороженно после провала «меморандума Козака», разработанного в 2003 году вице-премьером Дмитрием Козаком. В провале «меморандума» обвиняют Владимира Воронина, занимавшего в то время пост президента Молдавии.
Позитивные тенденции
По мнению Андрея Суздальцева, Москва может пойти на улучшение отношений с Кишиневом, чтобы «поддержать позитивную тенденцию». Это может помочь Додону и его Партии социалистов, в случае если в стране в этом году пройдут досрочные парламентские выборы.
В Москве не могут не учитывать позитивные сигналы, сделанные президентом Додоном незадолго до поездки в Москву.
Один из них — лишение молдавского гражданства бывшего румынского президента Траяна Бэсеску. Как заявил Додон, он незаконно получил гражданство Молдавии и неоднократно выступал за ликвидацию государственности страны «путем аннексии Румынией».
Правда, молдавский премьер Павел Филип уже заявил, что указ президента о лишении Бэсеску гражданства может быть признан антиконституционным. Он также отказался выполнить требование президента об отзыве из Румынии молдавского посла. В случае если конфликтная ситуация между двумя ветвями власти усугубится, это может привести к кризису в стране.
Ничего невозможного в том, чтобы развивать отношения и с ЕС, и с Россией, нет, но проблема в том, что в Кишиневе немало тех, кто предпочел бы как раз сделать выбор в пользу одного из крупных партнеров.